с. Программа "золотой ключик" в школе и детском саду. обучение по выготскому л.с Педагогические выводы по программе преемственности золотой ключик

Программа - ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Подготовлено по материалам:

http://*****/modules/article/view. article. php/183?category=24&article=183&page=0

Среди множества психолого-педагогических начинаний, заявляющих о приверженности идеям, программа «Золотой ключик» уникальна.

Ведь директор Института психологии РГГУ Елена Евгеньевна Кравцова - внучка великого учёного.

Для авторов этой программы претворение в практику размышлений Выготского о событийности человеческой жизни, о детских возможностях, о возрастных периодах и переходах, о значимости характера взаимоотношений детей и взрослых имеют значение не только научное, но и личное, семейное.

Их программа рискует идти вразрез не только с педагогическими, но и с многими организационными канонами привычного устройства образовательных учреждений.

Её отличительными особенностями являются: совместное воспитание в разновозрастных группах детей-дошкольников и младших школьников, обучение школьников в стенах детского сада, активное вовлечение семьи, целенаправленная работа авторов программы с педагогическими коллективами . Образовательные проблемы рассматриваются в ней через задачи переустройства всей совместной жизни детей и взрослых, задачей изменения «социальной ситуации развития».

«Золотой ключик» вряд ли в ближайшие годы войдёт в число массовых программ. Но опыт и успехов, и трудностей замечательных ученых и педагогов в той или иной мере, по тому или иному поводу может оказаться важным для каждого детского сада.

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

программа непрерывного образования детей от 2 до 10 лет

СЕМЕЙНО-ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕТСКИЙ ЦЕНТР

Особенности организации жизни и обучения

Семейный принцип

Самым важным условием для нормального развития является та система взаимоотношений и общения людей, которая существует в хорошей семье. Поэтому жизнь детских центров строится по семейному принципу: все без исключения взрослые участвуют в воспитании детей, а все дети являются полноправными членами этой большой общественной семьи, оказывающейся продолжением и расширением собственной семьи ребёнка.

Родители детей и другие члены семей вовлечены в жизнь учреждения, принимают участие в делах и заботах детского центра.

Единство сада и начальной школы

Учреждение, работающее по программе, получает статус «семейно-общественного детского центра» и является комплексом типа «детский сад-начальная школа», где вместе живут и учатся дети от двух-трёх до десяти лет.

Групы всех возрастов

Дети объединены в разновозрастные группы от пятнадцати до двадцати пяти человек в каждой, с равномерной представленностью в группе детей всех основных возрастных ступеней от двух до четырёх лет, от пяти до семи и от восьми до десяти лет в каждой группе.

Невозможность фронтальных методов работы

Поскольку в детском центре дети живут и учатся в разновозрастных группах, то невозможно господство фронтальных методов в работе педагога с детьми. Большое значение имеет работа воспитателей с микрогруппами детей и специальная организация индивидуальной деятельности ребёнка.

Система событий

Основу всей жизнедеятельности учреждения и педагогического процесса задаёт специальная система событий, проживаемых детьми вместе со взрослыми, которая позволяет пробудить детскую инициативу и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций.

Знания через разновозрастное общение

Решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объёма знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и воспитателями, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

Парная педагогика

С каждой группой в течение всего дня работают два воспитателя-педагога, прошедшие специальную подготовку для работы по этой программе. Это предполагает расширенное штатное расписание.

Занятия для старших ребят

Для старших детей, начиная с шестилетнего возраста, организуется специальное обучение на занятиях продолжительностью не более 20-30 минут для шестилеток и не более 1 .1,5 часов для школьников в течение дня.

Учебный план

В детском центре закладываются основы широкого гуманитарного образования. Кроме привычных разделов учебного плана начальной школы дети дополнительно знакомятся с некоторыми сведениями из области гуманитарных наук (история культуры, мифология, всемирная история и история своего народа, иностранный язык) и естественных наук (основы географии, физические и химические явления, начала биологии и экологии, в математике - элементы алгебры и теории графов). Кроме того, дети осваивают начала различных искусств (элементарное музицирование, нотная грамота, танцы, пение, изобразительные искусства, народные ремёсла).

Особая организация обучения

Обучение в детском центре происходит в конкретных деятельностях детей, в осмысленных совместных делах и занятиях, в разнообразном общении детей между собой и в содержательных контактах с педагогами. Такое построение обучения требует особой организации жизни внутри группы, частичного отказа от классно-урочной формы обучения и предметного разделения учебного содержания. Это предполагает разумное и гибкое сочетание коллективных и индивидуальных методов обучения, привязанность учебного содержания к осмысленным событиям в жизни детей, учёта возрастных и индивидуальных особенностей.


Смена детского коллектива за 7-8 лет

Поскольку разновозрастный коллектив группы включает детей от двух до десяти лет, т. е. восьми возрастов, то это обуславливает полную сменяемость детского коллектива в каждой отдельной группе за 7-8 лет.

ПРОСТРАНСТВО СОБЫТИЙ

как принцип организации жизни детей

Событийный принцип организации жизнедеятельности детей по программе «Золотой ключик» - это, прежде всего, реальная возможность изменения позиции взрослого в воспитательно-образовательном процессе. Взрослый должен не учить и воспитывать, а прежде всего, жить совместной с детьми жизнью, интересной для всех её участников, и уже внутри этой жизни решать свои педагогические задачи.

Каким образом создаётся единое событийное пространство?

Во-первых, все запланированные в программе события связаны между собой, имеют общую логику проведения. Происходит постепенное усложнение содержания видов деятельности детей и взрослых при подготовке и проведении событий. Например, в первом полугодии дети осваивают пространство своей жизни в детском центре, проводят новоселье, приглашают гостей на театральные и цирковые представления. В ходе данных событий дети обучаются организовывать своё собственное пространство в зависимости от целей деятельности, учатся составлять и «читать» разнообразные планы, схемы, макеты реальных жизненных пространств (помещения группы, всего детского центра, участка, прилегающей местности). Во втором полугодии пространственная ориентировка приобретает новое качество: начинаются игры-путешествия по географической карте. Это четыре путешествия: на Северный полюс, в Африку, в Японию, к американским индейцам. Это события большие, многодневные, с прокладыванием маршрута на карте, приключениями и трудностями. В итоге все дети, даже самые маленькие участники путешествий, получают представление о четырёх сторонах света, об экзотических культурах народов, способах передвижения людей в разных климатических и географических условиях. У одних детей эти знания довольно конкретные и подробные, у других - более отрывочные, но у всех - образные, эмоционально-насыщенные.

Во-вторых, событийный принцип предполагает, что в каждой группе, в каждом детском центре будет создаваться своя, неповторимая ткань. Именно индивидуальный опыт детей и взрослых является той основой, в которую включаются прописанные в программе события.

Успех зависит от того, насколько событие опирается на уже имеющийся опыт ребёнка. «Идти от ребёнка» - это значит знать о том, что наиболее интересно и привлекательно для него в данное время, в данную минуту. И тогда, кроме запланированных событий, осуществляющихся в соответствии с планом взрослых, в жизни группы будет время и место для неожиданных событий - новых встреч, происшествий в личной жизни детей и взрослых, особых событий в семье ребёнка, которые будут оттеснять заранее запланированное.

У каждой стороны своё дело: дело детей - быть активными участниками процесса, дело взрослых - его направлять, «режиссировать».

Наблюдение за свободными играми детей поможет определить, насколько включены дети в событийную сторону жизни группы. Если в сюжетах игр присутствует опыт совместных эмоциональных переживаний, отражается, трансформируется содержание событий, значит можно говорить об успешной реализации событийного принципа.

В программе можно выделить два вида событий - одни задают смысл совместной деятельности и создают эмоционально насыщенные представления детей о тех или иных культурных традициях, областях знаний. Другие события создают необходимые условия для обобщения опыта, его рефлексии и осознания. Поэтому освоение новой деятельности, традиции проходит через три этапа.


На первом этапе создаются условия для глубокого погружения в тему. События устраиваются взрослыми с тем, чтобы каждый ребёнок увидел разнообразные эмоционально привлекательные возможности собственного участия в общем для всех деле.

Второй этап посвящён овладению материалом, областью знаний, способом применения действий. На этом этапе ребёнок вместе со взрослым пробует учиться применять полученные знания и умения в разных ситуациях.

А на третьем этапе реального применения полученного опыта и знаний создаются условия для того, чтобы ребёнок стал реальным субъектом освоенной деятельности. Например, при планировании события «Театр», вначале взрослые (воспитатели, родители, помощники) показывают представление детям. Предлагается семейный поход в театр. Затем происходит этап освоения различных знаний и практических умений, связанных с жизнью театра (от содержательных до технических сторон постановки спектакля). И кульминацией овладения данной темой является новое событие - детская театральная постановка, где как в настоящем театре есть афиши, зрительный зал, входные билеты, администратор и актёры, декорации и антракт и т. п.

Елена ГОРЛОВА,

старший научный сотрудник

Тема сезона

Каждый сезон имеет начало, кульминацию и конец. Кульминация сезона не всегда совпадает с его календарной серединой. Так кульминация осени может переживаться детьми в её середине (золотая осень), а может - в конце (предзимье). Кульминация сезона связана с главным сезонным праздником. Его тема отражается и разрабатывается в событиях, которые дети переживают как до него, так и после.

Сезон состоит из трёх месяцев. Каждый месяц в рамках сезонной темы имеет свою подтему. Например, для зимы это может быть зимняя сказка, спектакль, выставка.

Событие месяца

Месяц, так же, как и сезон, имеет свою кульминацию. Не всегда это событие представляет собой праздник - это может быть, например, поездка в лес, но это событие осознаётся как нечто выделяющееся, запоминающееся на фоне обычного хода жизни. Центральное событие месяца бывает в середине или в конце его, но не в начале.

Логика недели

Месяц состоит из недель. Каждая неделя, как и более длительные календарные периоды, имеет свою логику. У каждой недели есть своя тема (соподчинённая с месячной или сезонной) и своя кульминация - гораздо более скромная, чем месячная или сезонная. Иногда - центральное событие недели - игра, чтение сказки, общая беседа и т. п.

Особое место каждого дня

Неделя состоит из семи дней. Каждый день имеет свой смысл, своё место в разработке темы.

В структуре дня так же, как и в структуре года, есть постоянные моменты, обусловленные неизменными факторами (моменты, отражающиеся в ежедневном режиме) и переменные, зависящие от недельной и дневной темы, от места дня в ходе недели.

Постоянными в течение дня, кроме завтрака, обеда и ужина, являются ещё некоторые организационные моменты - утренний и вечерний сбор, игры, чтение или слушание, общее пение, часы занятий и уроков для старших.

Неожиданные встречи

Кроме запланированных событий, осуществляющихся в соответствии с планом взрослых, возникают и неожиданные события - встречи, обращённые к детям просьбы, какие-то происшествия в личной жизни детей, взрослых, события в их семьях, у их знакомых. Все эти события находят место в жизни группы, иногда оттесняя заранее запланированные.

Учебный материал, возникающий из событий

Обучение детей всех возрастов происходит преимущественно в ходе их повседневной жизни и в традиционных видах деятельности. Событийная сторона жизни организована таким образом, что в ней постоянно появляется необходимость прибегать, например, к решению математических задач, писанию писем, составлению и чтению планов, составлению и ориентировке в календарях и т. п.

События, наполняющие смыслом жизнь детей, в каждом новом году чем-то отличаются от прошлогодних: появляются (наряду с полюбившимися старыми, ставшими уже традицией) новые игры, книги, темы для разговоров, проводятся экскурсии в новые места, дети принимают участие в новых для них видах общественно-значимой деятельности (готовят кому-то подарки, посещают кого-то, знакомятся с кем-то).

Елены КРАВЦОВОЙ, Геннадия КРАВЦОВА, Елены БЕРЕЖКОВСКОЙ

Золотой ключик для педагогической дверцы

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК ДЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДВЕРЦЫ

Программа «Золотой ключик» - одна из самых интересных из рекомендованных Министерством образования России для использования в дошкольных образовательных учреждениях. Разработанная в конце 80-х годов психологами Г.КРАВЦОВЫМ, Е.КРАВЦОВОЙ и Е.БЕРЕЖКОВСКОЙ, она, к сожалению, еще плохо известна нашим педагогам и управленцам.
В настоящее время по этой программе работают несколько десятков образовательных центров в разных уголках России, в том числе в Балашихе, Белой Калитве, Владимире, Невинномысске, Нижнекамске, Ростове-на-Дону, Сургуте и др.
Подробнее рассказать об идеях программы и путях ее реализации мы попросили Клару КОРЕПАНОВУ, сотрудника Лаборатории психопедагогики образования при Администрации Московской области.

- Клара Михайловна, в чем, на ваш взгляд, состоят наиболее существенные отличия программы «Золотой ключик» от других программ дошкольного образования?

Наша программа не случайно разрабатывалась именно психологами, и не случайно процесс ее внедрения отслеживает Лаборатория психопедагогики. Этим задано основное направление программы - психологизация образовательного процесса. Все разделы программы, ее основные направления и средства реализации программных задач связаны с современными представлениями психологической школы Л.С. Выготского о возрастной периодизации детства, об основных законах развития психики ребенка, о его потребностях, способностях и возможностях.
Первое, от чего отказались авторы «Золотого ключика» в своей программе, это от изоляции дошкольников от других возрастов. Эпоха детства, по их мнению, заканчивается примерно к 10 годам. До этого возраста дети, несмотря на все изменения внутри этого периода, подчиняются, так сказать, законам Детства. Отрыв дошкольного образования от образования в начальной школе кажется искусственным, оправданным скорее удобствами взрослых и традицией, чем собственно законами психологического развития.

- Видимо, с пониманием этих законов и связан рост количества комплексов «начальная школа - детский сад» - образовательных учреждений нового типа.

Кравцовы первыми предложили организовать образовательный процесс, опираясь на принцип единства и взаимосвязи образовательных процессов в дошкольном и начальном школьном возрастах. Но предложенный ими вариант детского центра сильно отличается от того, с чем мы обычно встречаемся в комплексах «начальная школа - детский сад». Согласно программе «Золотой ключик», группы детей образовательного центра организуются по разновозрастному принципу. В каждой группе обязательно есть дети от трех до десяти лет. И это принципиальное положение.
Каждая группа детского центра построена по образу многодетной семьи, где сосуществуют дети разных возрастных ступеней. Таким образом, решается сразу несколько педагогических задач. Во-первых, мы получили возможность не разделять братьев и сестер из одной семьи: они посещают одну группу. Для маленьких детей, впервые переступающих порог центра, это крайне важно. Мамы нет, но братик или сестричка - вот они, тут как тут, и им здесь хорошо - весело, интересно. Знакомое лицо, гарантированная защита и опека - все это вселяет в малыша уверенность и сильно ослабляет стресс, который обычно испытывают дети, начинающие посещать детский сад.
Кроме того, разновозрастная группа помогает по-новому решать задачи социализации детей. Младшим предоставлена возможность учиться у старших. Они это делают успешно и с удовольствием. Такое обучение часто гораздо более продуктивно, чем когда детей обучают взрослые. Так всегда было в многодетных семьях и в детских сообществах. А старшие обучаются элементарным навыкам опеки над малышами, учатся выступать в роли учителей. Тоже очень полезные навыки. Особенно с точки зрения будущей семейной жизни. Кроме того, таким образом создаются оптимальные условия для развития игровой деятельности. Игра - основная движущая сила для реализации программных задач «Золотого ключика». В наши игры включены и дети, и педагоги, и родители.
Когда по программе «Золотой ключик» начали работать первые детские центры, мы смогли убедиться, что в разновозрастных группах для детей создаются самые комфортные психологические условия. Дети ходят туда с радостью и едва могут дождаться, когда закончатся выходные дни. И вот ведь что удивительно: создание комфортных психологических условий привело к резкому снижению соматических заболеваний у детей наших центров.
Главный врач санэпидемстанции г. Белая Калитва предоставила нам статистические данные по заболеваемости детей в разных детских садах города за последние
8 лет. Согласно этой статистике, заболеваемость в нашем детском центре оказалась в несколько раз ниже, чем в других образовательных учреждениях.

Это действительно сильный аргумент. Но разновозрастные группы не являются чем-то исключительно новым в педагогике. Этого же принципа придерживаются монтессори-педагоги и вальдорфские педагоги. Но, насколько мне приходилось слышать, им всегда предъявляют одни и те же претензии. Мол, социализация - это хорошо, игра - тоже, комфорт - безусловно. Но старшие дети в разновозрастных группах неизбежно будут отставать в интеллектуальном развитии от своих сверстников, занимающихся в одновозрастных группах. Младшие будут их тормозить. На этом основании делались выводы о том, что монтессори-педагогика и вальдорфская педагогика имеют антиинтеллектуальный характер. Если хочешь, чтобы ребенок был интеллектуально развит, надо искать другие формы.

Я не берусь сейчас обсуждать тонкости других педагогических систем. Но к создателям программы «Золотой ключик» вряд ли можно предъявить подобную претензию. Не правда ли, было бы очень странно, если бы коллектив психологов, ее разрабатывающий, в чем-то ущемил старших детей и не продумал оптимальные условия для их умственного развития.

- Чтобы это понять, надо знать, как организован день в центрах, работающих по программе «Золотой ключик», и как построена система занятий.

Это важный вопрос. Группа детского центра обычно состоит из 22-25 человек. Туда входят примерно по 3-5 человек каждой возрастной группы: 5 трехлеток, 5 четырехлеток, 5 пятилеток, 5 шестилеток-первоклассников, 5 второклассников. Конечно, возможны варианты. Все дети утром приходят в группу - в свою групповую «семью» - и собираются в кружок*.
Здесь обсуждают со своими педагогами перспективы предстоящего дня и сообщают свои последние новости. Затем они вместе завтракают и расходятся на занятия по возрастам: шестилетки остаются с одним педагогом, малышами будет заниматься другой, второклассники отправляются на уроки в свой класс и т.д.

- На обычные уроки?

Конечно, нет. Уроки в наших центрах комплексные, продолжительностью 1 час 20 минут. Методика их проведения предполагает самые различные виды деятельности, в том числе работу парами и в микрогруппах, при этом дети могут перемещаться по классу - то за партами работать, то на ковре, то на диване - в зависимости от поставленных перед ними задач. Но описать это в двух словах невозможно. Организация урока по программе «Золотой ключик» - это тема для отдельного большого разговора.

- И сколько у детей таких уроков в день?

Два урока. Один - после завтрака, до События. Другой - после События.

- «Событие» - это новое слово в нашем разговоре.

- «Событие» - это ключевое слово для организации жизни детей в детских центрах, работающих по программе «Золотой ключик». События связаны с общими обучающими играми, в которые включаются все дети группы. Например, им предлагается игра-путешествие в Северную Америку. Надо отыскать следы Колумба, или вернуть его сокровища, или познакомиться с индейцами. Чтобы игра прошла успешно, к ней надо подготовиться. Перед детьми ставятся задачи: научиться тому-то и тому-то. Например, разбирать и рисовать карты, прочитать книги об индейцах, научиться считать узелки и т.п. Овладеть этими навыками детям помогают педагоги. Частично это происходит на уроках, частично - в другое время. Но в самой игре педагоги отходят в тень. Все активные и главные роли отдаются детям. Многим детям такие игры помогают решать свои психологические проблемы. Помню одного совершенно невозможного мальчишку, который извел всех воспитателей. Но в роли индейского вождя он смотрелся великолепно и так доступно и подробно объяснял обычаи индейского племени, что любой учитель мог только позавидовать. В программе разработано несколько таких игр, которые должны стать для детей группы событиями. Через каждую должны решаться те или иные психологические задачи. Есть игры, в которых дети представляют себя великанами или лилипутами, чтобы научиться соотносить себя с миром, а мир - с собой. Это своего рода «экспериментальное масштабирование» - очень важная вещь с точки зрения преодоления той же тревожности.

- Все это очень интересно, просто дух захватывает. Но представить себе педагога, работающего по такой программе, довольно сложно. Он же должен все время что-то придумывать, все время играть!

Это сложно только с непривычки. Наши педагоги привыкли играть. Это требуется стилем программы, и это для них естественно. Они просто уже не могут по-другому. Педагоги работают у нас в группах парами. С утра детей встречают вдвоем. В парах у них всегда есть роли: один - очень умный, этакий всезнайка. К нему можно обратиться с любым вопросом. А другой - сам ничего не понимает. То ему что-то по десять раз объяснять приходится, то он все время о чем-нибудь спрашивает. Дети с удовольствием берутся ему объяснять, что да как устроено. На авторитет педагога это нисколько не влияет. Тем более что роль эта не постоянна, а ситуативна.
Конечно, играющий воспитатель - это особый воспитатель. Не очень много у нас таких в России. Чтобы играть - вот ведь интересная деталь! - надо все время учиться и постоянно пополнять свой культурный багаж.

- А ваши учителя начальной школы? Они ведь тоже должны быть специально подготовлены?

Конечно. Они должны учить интересно и качественно. Пока нам это удавалось. Выпускники наших центров обычно хорошо учатся
в средней школе. Директор детского центра
г. Владимира Людмила Щедронова как-то не без гордости сказала нам, что если в первые годы работы по программе «Золотой ключик» нужно было пристраивать детей в школы, то теперь она выбирает, где ее воспитанникам лучше продолжить свое образование.

- Клара Михайловна, если коллектив какого-нибудь детского учреждения вместе со своей заведующей вдруг увлечется идеями «Золотого ключика», он беспрепятственно сможет перестроить свою работу по программе Кравцовых?

Программа утверждена министерством. Но она предполагает расширенный штат сотрудников. Помните, я сказала, что у нас педагоги работают парами? Кроме того, детский сад должен будет перестроиться в центр, включающий еще и ступень начальной школы. Возможно, такому коллективу придется искать источники дополнительного финансирования - либо у местных властей, либо у спонсоров. Но по опыту мы знаем, что это возможно.
Во всем остальном проблем не должно быть. Нужно только связаться с нашей Лабораторией, чтобы пройти курсы подготовки и получить пакет программных документов и сценарии игр и занятий.
Самодеятельности, честно говоря, мы побаиваемся. Нет ничего хуже искаженных идей: они легко компрометируют себя. Может быть, поэтому мы пока так осторожны в популяризации нашей программы, которую считаем важным достижением современной психолого-педагогической науки.

Беседу вела Марина АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Программу "Золотой ключик" см в 7 номере "Дошкольного образования"

Клара Корепанова

Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием, а так же между начальной и средней школой. Поэтому школа и детский сад "Золотой ключик" в ЗАО организуют многоуровневый образовательный процесс: семейный клуб для родителей и детей раннего возраста - детский сад - группа подготовки к школе - начальная школа - средняя и старшая школа.

ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ ПРОГРАММОЙ "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"

  • Создание детско-родительско-педагогической общности;

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей и их семей, педагогов;

  • Развитие коммуникативной деятельности детей в условиях разновозрастного сообщества;

  • Создание условий для полноценного развития личности каждого ребенка и педагога, реализации их творческого потенциала;

  • Обеспечение возможности оптимального познавательного развития детей.

  • ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Программа "Золотой ключик" спроектирована в контексте культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Если вычленить основные позиции данной научной концепции и сформулировать основные положения, ставшие основой для построения программы, то выглядеть они будут так:

  • В центре воспитательно-образовательного процесса находится ребенок, являющийся, наряду со взрослыми, субъектом процесса. Данный тезис предполагает личностную заинтересованность ребенка и его семьи в обучении; учет педагогами психологических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; создание условий для проектной деятельности детей и взрослых, влияющей на выбор средств, методов и приемов реализации программного содержания, а так же на темп и сроки ее реализации.
  • Ключевым направлением воспитательно-образовательного процесса является формирование, расширение и актуализация зоны ближайшего развития как детей, так и взрослых (педагогов и родителей). Это значит, что процесс обучения меняет как педагога, так и ребенка качественно, выводя его на новый уровень личностного развития.
  • Обучение и воспитание детей происходит с учетом психологических особенностей возраста детей (ведущая деятельность, центральная психологическая функция, формирование произвольности). Подразумевается включение игры в обучение и обучения в игру; проектирование образовательного процесса в контексте спонтанного и реактивного обучения, формирование произвольности в доступных на определенном возрастном (и личностном) этапе видах детской и взрослой активности.
  • Создание условий воспитания и обучения, при которых образовательный процесс не отчужден от жизни ребенка в семье.
  • Организация жизни в школе-детском саду по программе «Золотой ключик» предполагает наличие разновозрастных групп детского сада, а так же создание межвозрастных объединений учеников школы для решения образовательных задач, что позволяет выстроить полноценный процесс разнопозиционного общения, лежащего в основе развивающего обучения.
  • Педагоги школы и детского сада реализуют принцип парной педагогики, позволяющий создавать пространство для формирования и расширения зон ближайшего развития как детей, так и педагогов. Это означает, что в группе детского сада одновременно на протяжении всего дня работают два воспитателя, выстраивающие воспитательно-развивающую деятельность, а образование школьников организовано с учетом непременного участия двух основных педагогов, взаимопродолжающих и взаимозаменяющих друг друга.
  • В основе построения воспитательно-образовательного содержания программы "Золотой ключик" лежит событийный принцип, позволяющий реализовывать образовательные задачи для детей различных возрастов, различного уровня психологического и личностного развития, с различными особенностями и трудностями. Такой подход позволяет детям проявлять инициативу, чувствовать себя полноценными участниками происходящего, влиять на выбор форм и средств реализации программного содержания.
  • Примерная основная образовательная программа дошкольного образования

    «Золотой ключик»

    Под редакцией Г.Г. Кравцова

    ООО «Левъ»

    УДК 373.2 ББК 74.113.8 П56

    П римерная основная образовательная программа дошкольного П56 образования «Золотой ключик» / под ред. Г.Г. Кравцова. М.: Левъ,

    ISBN 978-5-91914-008-5

    Программа «Золотой ключик» является примерной основной образовательной программой дошкольного образования, определяющей содержание и организацию образовательной деятельности детей от 3 до 10 лет. Программа нацелена на обеспечение всех условий, необходимых для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития, и, одновременно, для их счастливой радостной жизни и эмоционального благополучия. При достижении этой цели само собой обеспечивается преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием, решается задача психологической подготовки детей к обучению в школе.

    Теоретико-методологическую основу Программы составляет культур- но-историческая концепция Л.С. Выготского. В этом контексте в основу образовательного процесса по данной Программе положено построение и осуществление разностороннего содержательного общения детей с окружающими и между собой. По этой причине группы в работающих по Программе образовательных учреждениях состоят из детей всех возрастов.

    В данной Программе уделяется особое внимание традиционным видам детских деятельностей и, в первую очередь, ведущей деятельности дошкольного периода – детской игре. В работе с детьми, достигшими школьного возраста, приоритетное значение обретает задача формирования у детей полноценной учебной деятельности.

    Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

    УДК 373.2 ББК 74.113.8

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Необходимость построения новых, отвечающих современной социальной действительности образовательных институтов, не вызывает сомнений. Это связано с изменениями, которые переживает сегодняобщество,вчастности,скризиснымсостояниемсемьи,проблемами в системе образования и т.д. В программе «Золотой ключик» предлагается вариант конструктивного решения этих проблем

    и трудностей на основе построения сообществ детей, их родителей

    и педагогов в рамках учреждения начального образования.

    Программа «Золотой ключик» - примерная основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в соответствии с нормативными документами в сфере дошкольного образования и воспитания. Программа «Золотой ключик» соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155).

    Данная программа соответствует обязательной части основных требований в сфере дошкольного образования детей от 3 до 7 лет

    и может быть использована образовательными учреждениями в качестве рабочего документа. Содержание образовательных областей программы «Золотой ключик» включает в себя обязательные компоненты и составляющие части, общие для основных образовательных программ дошкольного образования. Вместе с тем, принципиальным отличием программы «Золотой ключик» является то, что реализация содержания обязательных образовательных областей (познавательного развития, физического развития, рече- вогоразвития,социально-коммуникативного,художественно-эсте- тического) осуществляется в рамках специально разработанной системы событий, проживаемых детьми вместе с взрослыми.

    Программа «Золотой ключик» включает три основных раздела: Первый раздел – целевой Второй раздел – содержательный Третий раздел – организационный

    В каждом из этих разделов представлена обязательная часть

    и та часть, которая формируется участниками образовательных отношений.

    Целевойразделвключаетвсебяпояснительнуюзапискуиметодологические основы Программы.

    В содержательном разделе Программы представлены технологические и методические инструменты для достижения целей и практической реализации задач Программы.

    В организационном разделе Программы представлены нормативные документы, способствующие созданию предметно-про- странственной, социальной и культурной образовательной среды, представлены материально-техническая составляющая программы и способы организации обучения, воспитания и развития детей

    в дошкольном учреждении

    Программа «Золотой ключик» представляет собой документ, на основе которого дошкольные учреждения могут реализовать основную программу дошкольного образования в соответствии с требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

    Программа «Золотой ключик» основывается на результатах фундаментальных исследований в отечественной и зарубежной науке о закономерностях развития ребенка дошкольного возраста, учитывает результаты современных научных исследованиях в области психологии, педагогики, социологии, культурологии;

    Научную основу программы составляет культурно-историче- ская теория, созданная в первой половине двадцатого века Л.С. Выготским. В этом подходе была сформулирована и получила дальнейшую разработку теория психического развития ребенка в онтогенезе. Л.С. Выготским было создано учение о высших психических функциях, выдвинут принцип единства аффекта и интеллекта, предложено понятие о зоне ближайшего развития, поставлена проблема соотношения процессов обучения и развития и определены пути и способы ее решения. В числе многих фундаментальных понятий, введенных автором культурно-исторической концепции в психологическую науку, особое по значимости место занимают понятия центрального возрастного психологического новообразования и социальной ситуации развития. Понятие социальной ситуации развития задает принципиально новый подход к построению образовательной системы как к глобальной проблеме, выходящей далеко за рамки сферы собственно образования.

    Замысел коренного изменения социальной ситуации развития ребенка предполагает не частные переустройства­ , а построение нового общественного и культурного института, охватывающего все сферы жизнедеятельности детей и взрослых.

    Одной из главных причин трудностей, переживаемых нашим обществом, является отчуждение, коснувшееся и системы образования. Это отчуждение выражается, например, в том, что родители имеют самые поверхностные и формальные представления о конкретной деятельности своих детей в детском саду и школе. В свою очередь, воспитатели и учителя мало интересуются семейной жизнью своих воспитанников. Школа и детский сад также отделены друг от друга, и проблема преемственности в их работе пока не решена. И в школе, и в детском саду ребята разделены по возрастам, что затрудняет трансляцию детской субкультуры от старших к младшим и способствует развитию между сверстниками конкурентных, соревновательных отношений. Деятельность на уроках и занятиях жестко задается взрослыми и зачастую лишена для детей личностного смысла, так как не отвечает их собственным потребностям и интересам. В результате происходит снижение качества образования, ухудшается психическое и физическое развитие и даже здоровье детей.

    Начальное образование по программе «Золотой ключик» построено таким образом, чтобы обеспечить все необходимые условия для максимально полного, соответствующего возрасту воспитанников развития и, одновременно, для их счастливой, радостной жизни. Достижение этой цели предполагает соблюдение определенных принципов, лежащих в основе организации педагогического процесса. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта в программе «Золотой ключик» реализуются следующие принципы:

    1. Центральной фигурой в педагогическом процессе должен стать ребенок­ . Взрослому нужно не столько учить и воспитывать детей,сколькожитьсовместной­ снимисодержательнойиинтересной жизнью, а внутри этой жизни решать педагогические задачи. Это обеспечит неотчужденную трансляцию ценностей, целей, решений, способов действия, оценок, взаимоотношений.

    2. Образовательное пространство должно быть единым, что способствует преодолению отчуждения, существующего между семьей и детским учреждением. Для этого необходимо практически осуществить примат семейного воспитания по отношению к общественному и сделать жизнь в детском саду и школе открытой­ для семьи, отвечающей ее потребностям. Система отношений

    взрослых и детей в образовательном учреждении должна стро­ иться по образцу большой общественной семьи, являющейся, как бы, продолжением­ собственной семьи ребенка. В этой «семье» много детей и много взрослых. В нее входят все дети, посещающие данное образовательное учреждение, их родные, педагоги

    и сотрудники учреждения, некоторые из их близких, это дети и взрослые разного возраста, живущие совместной содержательной жизнью.

    3. Организация жизнедеятельности детей в дошкольном учреждении осуществляется в разновозрастных группах. Это яв-

    ляется необходимым условием развития полноценного общения, являющегося самым главным условием нормального развития психики и личности каждого ребенка. В таких группах происходит естественное саморазвитие игры и других детских деятельностей, взаимное обучение старших и младших, формируется особый микроклимат общей заботы, любви и поддержки. Это ведет к естественной психологической коррекции трудностей в развитии и поведении многих детей.

    4. На первое место ставятся воспитательно-развивающие цели, а не учебные. В дошкольном возрасте интеллектуальное­ развитие должно быть подчинено развитию эмоциональной сферы, а младший школьный возраст во многом продолжает эту линию. Полноценное развитие личности является необходимым условием для успешного обучения, а не наоборот.

    5. Педагогическая деятельность осуществляется на основе парной педагогики. В группе-семье одновременно работают два воспитателя, которые выстраивают с разновозрастным коллективом детей многопозиционное общение, воспитательно-развива- ющую деятельность. Всего же в каждой группе предполагается работа 4 воспитателей по определенному графику, предусматривающему согласованность и преемственность в работе педагогов.

    6. Разновозрастное общение и взаимодействие детей организуется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Это находит выражение в адекватных для детей видах и формах игры, в соответствующем месте и мере участия в нейкаждогоребенка,впознавательныхипродуктивныхвидахдетских деятельностей, в различных формах творческой активности, обеспечивающих художественно-эстетическое развитие ребенка.

    Цели и задачи реализации программы

    Цель программы «Золотой ключик» – обеспечить преемствен-

    ность между дошкольным и начальным общим образованием, создать оптимальные условия для личностного и психического развития детей, в том числе, их эмоционального благополучия.

    Программа «Золотой ключик» решает следующие задачи:

    - обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в дошкольном учреждении и реализации творческого потенциала личности;

    - обеспечение эмоционального благополучия детей как главное условие для сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;

    - создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

    - создание развивающей образовательной среды, обеспечивающей единство обучения и развития,

    - создание единого образовательного пространства - становление общности «дети – родители – педагоги»;

    - формированиеобщейкультурыличностидетей,приобщениеих

    к общечеловеческим ценностям, в том числе ценностям здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и отвественности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

    Развитие коммуникативных навыков и умения действовать в группе и индивидуально, в совместной деятельности с взрослыми и сверстниками.

    Программа «Золотой ключик» также направлена на решение следующих задач:

    1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей разных возрастов и национальностей, в том числе их эмоционального благополучия;

    2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, этнической принадлежности, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;

    3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования дошкольного и начального общего образования;

    4) создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, когнитивного и эмоционального развития ребенка, раскрытия и реализации его творческого потенциала;

    5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных национальных

    и общечеловеческих ценностей, а также принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

    6) формирование общей культуры личности детей, их способностикмежкультурнойкоммуникации,привитиездоровогообраза жизни, развитие социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности каждого ребенка, предпосылок учебной деятельности;

    7) формирование целостной образовательной и воспитательной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей, основанной на духовно-нравственных и социокультурных ценностях;

    8) обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (или законных представителей интересов ребенка) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК»

    Всякая теория психического развития ребенка в концентрированномвиденаходитсвоевыражениевсоответствующейпериодизации развития. Предложенная Л.С. Выготским периодизация выгодно отличается от всех существующих периодизаций, как у нас в стране, так и зарубежом, тем, что она является не линейной, а многомерной. В этой периодизации развитие ребенка прослеживается не по какому-то одному, пусть даже очень важному параметру, а по четырем линиям, заданным фундаментальными психологическими понятиями, введенными в науку о ребенке Л.С. Выготским. Это понятия о центральных возрастных психологических новообразованиях, социальной ситуации развития, центральной психологической функции и ведущей деятельности тот или иного возрастного периода развития. С помощью этой системы взаимосвязанных понятий стало возможным построить многомерную теоретическую модель, фиксирующую закономерности психического и личностного развития ребенка в онтогенезе. С учетом этих закономерностей велась вся исследовательская и опытно практическая работа по созданию образовательной программы «Золотой ключик».

    Следует заметить, что закономерности психического развития ребенка составляют, скорее, предмет интересов детской психологии, чем дошкольной педагогики. Для дошкольной педагогики и практики начального образования гораздо важнее уяснить общее направление усилий, а также пути и способы достижения поставленных целей. В этом плане может помочь еще одна идея Л.С. Выготского, сформулированная им как принцип единства аффекта и интеллекта.

    Проблема единства аффекта и интеллекта рассматривалась Л.С. Выготским как краеугольный камень теории психического развития ребенка. В статье «Проблема умственной отсталости» он критикует односторонние подходы к пониманию процесса развития психики в онтогенезе. Отмечая ошибочность интеллектуалистических теорий детского слабоумия, Л.С. Выготский не соглашается с К. Левиным, пытавшимся вывести природу умственной отсталости из нарушений аффективной сферы. «Левин рассматривает­

    аффект вне развития и вне связи с остальной психической жизнью. Он предполагает, что место аффекта остается неизменным

    и постоянным на всем протяжении развития и что, следовательно, отношения интеллекта и аффекта есть постоянная величина»

    (Л.С. Выготский, 1983, с.244-245).

    Согласно мысли Л.С. Выготского, установленное К. Левиным определяющее­ влияние аффективной сферы на умственное развитие ребенка, верно на начальных ступенях развития интеллекта. Однако будет большой ошибкой возводить этот частный случай в общий закон. В учении о высших психологических функциях, составляющем ядро культурно-исторической концепции, Л.С. Выготским показано, что самое главное в психическом развитии­ заключается в изменении межфункциональных связей и отношений между отдельными процессами, в том числе, между интеллектом

    и аффектом. Так, например, в лекциях по возрастной психологии Л.С.Выготскийуказывает,что«ккризисусемилетвпервыевозникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств» - и, затем, поясняет, что «в кризисе семи лет благодаря тому, что возникает дифференциация внутреннего и внешнего, что впервые возникает смысловое переживание, возникает и острая борьба переживаний.- Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь». (Л.С. Выготский, 1984, с.379-380). Это значит, что к концу дошкольного возраста эмоции перестают быть однозначным и непосредственным определителем всех реакций ребенка. В переходномвозрастеотдошкольногокмладшемушкольномупериоду развития происходит «интеллектуализация аффекта», эмоции становятся­ «умными» (А.В. Запорожец, 1980), между эмоциями и действиями ребенка вклиниваются опосредствующие интеллектуальные моменты (Л.И. Божович, Л.И. Славина, Т.Е. Ендовицкая, 1976). Тем самым, соотношение аффекта и интеллекта в это время становится прямо противоположным выделенной К. Левиным связи аффекта и интеллекта.

    В то же время, Л.С. Выготский отмечал, что в теории К. Левина содержится­ в высшей степени ценное ядро, заключающееся в идее единства аффективных­ и интеллектуальных процессов. Однако это единство проявляется как динамическая, а не стабильная связь

    Данная программа разработана под руководством Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой.

    Теоретической основой данной программы является известное положение концепции Л. С. Выготского о единстве аффекта и интеллекта. Суть этого положения заключается в том, что эмоционально-волевое и когнитивное развитие ребенка нельзя осуществлять изолированно: эти две линии детского развития взаимообусловлены и должны составлять органическое единство. Авторы справедливо подчеркивают, что в дошкольном возрасте интеллектуальное развитие подчинено развитию эмоциональной сферы: именно эмоциональная привлекательность, эмоциональная насыщенность материала обеспечивают лучшее его усвоение и познавательное развитие детей. Таким образом, задача воспитания – максимально насыщать жизнь детей разнообразными волнующими событиями (конечно, позитивными).

    Основная цель программы – «достижение органического единства условий, обеспечивающих детям максимально полное, соответствующее возрасту развитие и одновременно эмоциональное благополучие и счастливую, радостную жизнь каждому ребенку». Для реализации этой цели предполагается внести существенные изменения в традиционные принципы обучения и воспитания детей. Какие же это изменения?

    • Изменить организацию педагогического процесса: ребенок не просто получает знания от взрослого, а «проживает» вместе с ним определенные эмоционально окрашенные события, которые становятся его личным опытом.
    • Изменить позицию педагога в образовательном процессе: взрослый не только учит и воспитывает, но и «живет» совместно с детьми, и конкретные педагогические задачи решаются уже внутри этой общей интересной жизни.
    • Преодолеть существующее отчуждение семьи и детского сада: родители должны непременно активно участвовать в работе детского сада и свободно подключаться к жизни своих детей.
    • Сделать главным принцип семейного, а не общественного воспитания: жизнь в детском саду должна строиться по образцу большой семьи, которая как бы является продолжением собственной семьи ребенка.

    Для реализации этих положений предусматривается организовать жизнь детей по типу большой семьи. В таком детском центре совместно живут дети разных возрастов (от трех до десяти лет), к жизни детского центра свободно подключается родители.

    Программа «Золотой ключик» предполагает заложить основы широкого гуманитарного образования. В отборе образовательного содержания авторы опираются на типовую программу обучения и воспитания в детском саду и на программу для первого – четвертого классов общеобразовательной школы. Кроме того, детей дополнительно знакомят с некоторыми сведениями из различных гуманитарных областей (из истории культуры, мифологии, истории своего народа и всемирной истории) и основами естественных наук (основами физической географии, биологии и экологии, элементами алгебры). На практических занятиях дети осваивают начала различных искусств и народных ремесел.

    Содержание образования организовано по четырем основным направлениям: ориентировка в пространстве; ориентировка во времени; умение действовать с разными материалами; развитие рефлексивных способностей. На протяжении дошкольного возраста (от трех до семи лет) каждое из четырех направлений поочередно становится преобладающим. Так, на первом году обучения развивается способность ребенка действовать в окружающем пространстве, формируется умение организовать пространство своей деятельности в зависимости от ее целей. На втором году обучения главной задачей является организация действий ребенка во времени: дети учатся выстраивать свои действия, планировать их, прогнозировать результаты своей деятельности, соотносить прошлые и будущие события своей жизни. На третьем году обучения главная задача – научить детей действовать с разными материалами; дети учатся пользоваться их свойствами и особенностями в зависимости от задач своей деятельности. Задача заключительного этапа дошкольного возраста (шесть – семь лет) – развивать у детей способность к анализу собственной деятельности, дети учатся анализировать свои достижения, рефлексировать цели и средства собственных действий, в результате чего начинают осмыслять себя субъектом своей деятельности.

    Традиционных обучающих занятий в «Золотом ключике» практически нет. По мнению авторов программы, «решение большинства воспитательных задач, а также освоение основного объема знаний, практических навыков и умений происходит в разновозрастном общении детей друг с другом и с воспитателем, в сбалансированных коллективных, микрогрупповых и индивидуальных деятельностях, в многообразных играх и театрализациях, в запланированных и неожиданных событиях.

    В основе организации всей жизнедеятельности детей лежит специально разработанная система мероприятий, связанная с сезонными циклами. С помощью театрализованных представлений, игр-драматизаций, увлекательных «событий» дети «погружаются» в новые области действительности, внутри которых усваивают новые знания и умения. Так, например, «устраивается» путешествие в Африку. Во время такого «путешествия» дети узнают много нового по географии и истории, о жизни экзотических животных, о климате, о народных традициях местных народов и т.д. Авторы полагают, что такая организация позволяет пробудить детскую активность и ввести детей в смысловой контекст культурных традиций, вызвать эмоциональное отношение к познавательному содержанию.

    Программа «Золотой ключик» предлагает разработки для изучения конкретных тем, дает рекомендации по проведению мероприятий – «событий», необходимых для каждого года обучения, а также содержит свой перечень требований к знаниям и умениям детей для каждого года пребывания в детском центре. Интересно, что общепринятые «Критерии оценки развития детей к концу года» основное внимание уделяют оценке знаний, умений и навыков детей, а результаты развития эмоциональной сферы оцениваются лишь в общих чертах (и только на первом и последнем годах пребывания детей в детском саду).


    Просмотров: 12928
    Категория:

    Что еще почитать