Какой город осаждали 900 дней. Спорные факты о блокаде Ленинграда, которым мы верим: и очень напрасно. Войска, участвовавшие в операции

Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности. Через много лет после прорыва блокады Ленинграда многие историки, да и простые обыватели, задавались вопросом - можно ли было избежать этого кошмара? Избежать - видимо, нет. Для Гитлера Ленинград был "лакомым куском"- ведь здесь находится Балтийский флот и дорога на Мурманск и Архангельск, откуда во время войны приходила помощь от союзников, и в том случае, если бы город сдался, то был бы разрушен и стёрт с лица земли. Можно ли было смягчить ситуацию и подготовиться к ней заранее? Вопрос спорный и достоин отдельного исследования.

Первые дни блокады Ленинграда

8 сентября 1941 года, в продолжение наступления фашистской армии, был захвачен город Шлиссельбург, таким образом кольцо блокады замкнулось. В первые дни мало кто верил в серьёзность ситуации, но многие жители города начали основательно готовиться к осаде: буквально за несколько часов из сберкасс были изъяты все сбережения, магазины опустели, было скуплено всё, что только возможно. Эвакуироваться удалось далеко не всем, когда начались систематические обстрелы, а начались они сразу же, в сентябре, пути для эвакуации были уже отрезаны. Существует мнение, что именно пожар, произошедший в первый день блокады Ленинграда на бадаевских складах - в хранилище стратегических запасов города - спровоцировал страшный голод блокадных дней. Однако, не так давно рассекреченные документы дают несколько иную информацию: оказывается, как такового "стратегического запаса" не существовало, так как в условиях начавшейся войны создать большой запас для такого огромного города, каким был Ленинград (а проживало в нём на тот момент около 3 миллионов человек) не представлялось возможным, поэтому город питался привозными продуктами, а существующих запасов хватило бы лишь на неделю. Буквально с первых дней блокады были введены продовольственные карточки, закрыты школы, ввелась военная цензура: были запрещены любые вложения в письма, а послания, содержащие упаднические настроения, изымались.

Блокада Ленинграда - боль и смерть

Воспоминания о блокаде Ленинграда людей , переживших её, их письма и дневники открывают нам страшную картину. На город обрушился страшный голод. Обесценились деньги и драгоценности. Эвакуация началась еще осенью 1941 года, но лишь в январе 1942 года появилась возможность вывести большое количество людей, в основном женщин и детей, через Дорогу Жизни. В булочные, где выдавался ежедневный паёк, были огромные очереди. Помимо голода блокадный Ленинград атаковали и другие бедствия: очень морозные зимы, порой столбик термометра опускался до - 40 градусов. Закончилось топливо и замёрзли водопроводные трубы - город остался без света, и питьевой воды. Ещё одной бедой для осаждённого города первой блокадной зимой стали крысы. Они не только уничтожали запасы еды, но и разносили всевозможные инфекции. Люди умирали, и их не успевали хоронить, трупы лежали прямо на улицах. Появились случаи каннибализма и разбоев.

Жизнь блокадного Ленинграда

Одновременно с этим ленинградцы всеми силами старались выжить и не дать умереть родному городу. Мало того: Ленинград помогал армии, выпуская военную продукцию - заводы продолжали работать и в таких условиях. Восстанавливали свою деятельность театры и музеи. Это было необходимо - доказать врагу, а, главное самим себе: блокада Ленинграда не убьёт город, он продолжает жить! Один из ярких примеров поразительной самоотверженности и любви к Родине, жизни, родному городу является история создания одного музыкального произведения. Во время блокады была написана известнейшая симфония Д.Шостаковича, названная позже "Ленинградской". Вернее, композитор начал её писать в Ленинграде, а закончил уже в эвакуации. Когда партитура была готова, её доставили в осаждённый город. К тому времени в Ленинграде уже возобновил свою деятельность симфонический оркестр. В день концерта, чтобы вражеские налёты не могли его сорвать, наша артиллерия не подпустила к городу ни одного фашистского самолета! Все блокадные дни работало ленинградское радио, которое было для всех ленинградцев не только живительным родником информации, но и просто символом продолжающейся жизни.

Дорога Жизни - пульс осаждённого города

С первых дней блокады своё опасное и героическое дело начала Дорога Жизни - пульс блокадного Ленинград а . Летом - водный, а зимой - ледовый путь, соединяющий Ленинград с "большой землёй" по Ладожскому озеру. 12 сентября 1941 года в город по этому пути пришли первые баржи с продовольствием, и до поздней осени, пока штормы не сделали судоходство невозможным, по Дороге Жизни шли баржи. Каждый их рейс был подвигом - вражеская авиация беспрестанно совершала свои бандитские налёты, погодные условия часто тоже были не на руку морякам - баржи продолжали свои рейсы даже поздней осенью, до самого появления льда, когда навигация уже в принципе невозможна. 20 ноября на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. Чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики. Лёд был очень тонким, несмотря на то, что грузовик вёз только 2-3 мешка с продовольствием, лёд проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны. Военно-автомобильная дорога № 101, как назвали эту трассу, позволила увеличить хлебный паёк и эвакуировать большое количество людей. Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни жила сама и дарила жизнь великому городу.
Значение Ладожской трассы огромно, она спасла тысячи жизней. Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

Детский вклад в освобождение Ленинграда от блокады. Ансамбль А.Е.Обранта

Во все времена нет большего горя, чем страдающий ребёнок. Блокадные дети - особая тема. Рано повзрослевшие, не по-детски серьёзные и мудрые они изо всех своих сил наравне со взрослыми приближали победу. Дети-герои, каждая судьба которых - горький отзвук тех страшных дней. Детский танцевальный ансамбль А.Е. Обранта - особая пронзительная нота блокадного города. В первую зиму блокады Ленинграда много детей было эвакуировано, но несмотря на это по разным причинам в городе оставалось ещё много детей. Дворец пионеров, расположенный в знаменитом Аничковом дворце, с началом войны перешёл на военное положение. Надо сказать, что за 3 года до начала войны на базе Дворца пионеров был создан Ансамбль песни и танца. В конце первой блокадной зимы оставшиеся педагоги пытались найти в осаждённом городе своих воспитанников, и из оставшихся в городе ребят балетмейстер А.Е.Обрант создал танцевальный коллектив. Страшно даже представить себе и сопоставить страшные блокадные дни и довоенные танцы! Но тем не менее ансамбль родился. Сначала ребят пришлось восстанавливать от истощения, только потом они смогли приступить к репетициям. Однако уже в марте 1942 года состоялось первое выступление коллектива. Бойцы, успевшие повидать многое, не могли сдержать слёз, глядя на этих мужественных детей. Помните, сколько длилась блокада Ленинграда? Так вот за это немалое время ансамбль дал около 3000 концертов. Где только не пришлось выступать ребятам: часто концерты приходилось заканчивать в бомбоубежище, так как по несколько раз за вечер выступления прерывались воздушными тревогами, бывало, юные танцоры выступали в нескольких километрах от передовой, а чтобы не привлекать врага лишним шумом, танцевали без музыки, а полы застилали сеном. Сильные духом, они поддерживали и вдохновляли наших солдат, вклад этого коллектива в освобождение города трудно переоценить. Позже ребята были награждены медалями "За оборону Ленинграда".

Прорыв блокады Ленинграда

В 1943 году в войне произошёл перелом, и в конце года советские войска готовились к освобождению города. 14 января 1944 года в ходе общего наступления советских войск началась заключительная операция по снятию блокады Ленинграда . Задачей было нанести сокрушительный удар по противнику южнее Ладожского озера и восстановить сухопутные пути, связывающие город со страной. Ленинградский и Волховский фронты к 27 января 1944 года с помощью кронштадской артиллерии осуществили прорыв блокады Ленинграда . Гитлеровцы начали отступление. Вскоре были освобождены города Пушкин, Гатчина и Чудово. Блокада была полностью снята.

Трагичная и великая страница российской истории, унесшая более 2 миллионов человеческих жизней. Пока память об этих страшных днях живёт в сердцах людей, находит отклик в талантливых произведениях искусства, передаётся из рук в руки потомкам - такого не повторится! Блокаду Ленинграда кратко , но ёмко описала Вера Инберг, её строчки - гимн великому городу и одновременно реквием ушедшим.

Разумеется, я могу сейчас себе внушить, сидя, развалившись в корабельном баре с рюмкой охлажденной водки, что это был самый потрясающий момент всего путешествия. Но буду откровенным: вначале не было ничего особенного. Пирс, у которого возвышался огромный, как дом борт корабля, был грязным, с потрескавшимся бетонным покрытием. Порывы ветра со свистом распахивали воротник. Я заранее радовался тому, что наконец-то удастся защититься от него, сидя в автобусе. Уже произнесла свои первые фразы переводчица Наталья - темноглазая, худенькая, кремнеподобная и очень ответственно подходившая к исполнению своих обязанностей. Уже мы оказались на улице, по краям которой зеленели неухоженные кусты и деревья. По обеим сторонам виднелись низкие и длинные здания. На улицах ни души. Все выглядело точно так же безлюдно, как и во всем мире в районах, прилегающих к портам. Туристы молчали и раскачивались подобно куклам-марионеткам, когда автобус колесом попадал в рытвину.

Затем вдруг появились автобусы и трамваи, заполненные людьми. На улицах толпы людей, очереди. Они провожают глазами автобус с туристами, смотрят с любопытством, равнодушно, устало. Я пристально вглядываюсь в эти лица. «Почти 900 дней мы, немцы, осаждали этот город», - вдруг поражает меня мысль. Какие же бедствия принесли им те дни! Все жители, не призванные в армию, были привлечены к строительству оборонительных сооружений. Кто из этих стариков, которых ты сейчас видишь на улицах, был тогда блокадником, кое-как одетым, голодным, ютящимся в малопригодных жилищах и в жутких погодных условиях? Они вырыли 700 километров противотанковых рвов, оборудовали 30 000 позиций по большому периметру вокруг города.

И вдруг известие: Ленинград отрезан. Немцы заняли Мгу. Впервые всплывает название неприметного железнодорожного узла, состоящего из трех букв, которые сопровождали и русских, и немцев с осени 1941 по январь 1944 года. Все, кто сидел на платформах на своих чемоданах и узлах, кто осаждал билетные кассы в надежде успеть еще убежать, поплелись обратно домой. Затем над крышами домов поднялись огненно-красные облака, дворцы озарились кровавым светом. Бомбы попали в Бадаевские продовольственные склады. Позднее люди поняли, что это было сигналом, означающим начало голода. Под развалинами складов они раскапывали золу, чтобы добраться до верхнего слоя земли, через которую просочился расплавленный сахар. Затем дни стали короче. Уже в 15 часов наступала темнота, начались морозы. «Буржуйки», маленькие железные печки, которые уже использовались в голодную зиму 1919 года обедневшими буржуями, вновь стали предметом роскоши.

Военно-транспортные самолеты ежедневно доставляли 86 тонн продовольствия для двух миллионов ленинградцев (на самом деле более трех миллионов. - Ю. Л. ). Точно такое же количество оказалось впоследствии недостаточным для обеспечения под Сталинградом окруженной 250-тысячной немецкой группировки. Каждый неработающий житель Ленинграда вынужден был обходиться 125 граммами хлеба в день. Рабочий получал 250 граммов. А как было с этим в Берлине в 1948–1949 годах? Ежедневно 4500, позднее 10 000 тонн поступало в аэропорт Темпельхоф по американскому воздушному мосту для двух с половиной миллионов берлинцев.

В подвалах Эрмитажа ютились в конце 1941 года свыше 2000 человек. Они жарили на льняном масле, что хранилось здесь для реставрации произведений искусств, сморщенные картофелины, которые им удавалось выкопать на дачных участках на окраине города. Они обнаружили в подвалах бочки с клеем, из которого приготовляли своеобразное желе. Тот, кто умирал от истощения, получал гроб из досок, предназначавшихся для перевозки статуй и картин.

Все радиоприемники были конфискованы, хранение их или даже прослушивание передач иностранных станций запрещалось под страхом смерти. Сведения, которые население получало по проводной радиосвязи или через общественные громкоговорители, были скудны и малоутешительны. Вокруг распространялись самые невероятные слухи. Тот, кто отваживался ночью в одиночку без пропуска выйти на улицу, должен был опасаться нападения бандитов или дезертиров. Все чаще обворовывались люди, стоявшие в очередях за продовольствием. Те, кому все-таки удавалось приобрести в результате бесконечного терпения желанный хлеб, нередко подвергались ограблению по пути домой. Призрак каннибализма начинал приобретать все более отчетливые формы. Дети, чьи родители умерли от голода, бродяжничали на улицах, кормясь найденными промерзшими отбросами. Девятилетний мальчик был найден рядом со своей мертвой матерью. Плача, он повторял: «Какая мама холодная»!

Число людей, умерших от голода, огромно. Но очень много умерло и во время эвакуации. Их количество можно определить лишь приблизительно. Целые семьи ушли безмолвно на тот свет. Отсутствовала питьевая вода, ее не было даже в больницах и военных госпиталях. Отключена была электроэнергия, поэтому не работали насосы водонапорных станций, которые и так уже находились в пределах досягаемости немецких батарей. А когда ток все же появлялся, то он требовался для промышленности, которая работала круглосуточно в условиях военного времени. Отсутствовали средства передвижения. Детские санки поднялись в цене. Лошадей давно уже забили на мясо. Топливо выдавалось исключительно для нужд армии. Тот, кто еще мог ходить, вынужден был преодолевать большие расстояния. Конечно, в истории войн можно найти аналогичные случаи страданий, но вряд ли есть что-либо похожее на это по своей продолжительности.

А сейчас в блестках воды в Неве отражаются великолепные фасады домов, но я смотрю не на них. Я думаю: как ты, будучи инструментом уничтожения, радовался тогда тому, что тебя связывала одна пуповина с теми, кто отдавал приказы. Так же, как сегодня, ты тогда пристально рассматривал этот город, и размышлял при этом: «Может быть, тебе не суждено посетить его ногами вперед. Еще до этого с тебя стянут сапоги, а уцелевшие части твоей военной формы, не изодранной и не совсем уж замызганной, наденет затем на себя новобранец, прибывший из учебного подразделения. А тебя самого запакуют в бумажный мешок, как и других давно уже безмолвных твоих товарищей. Нас всех положат рядом друг с другом и в последний раз выровняют по струнке, а затем все то, что от нас осталось, присыплют русской землей. Усталый до предела военный священник будет стараться быстрее все закончить отработанными фразами, так как знает, что сейчас он намного нужнее другим солдатам, умирающим в это время на полевом медицинском пункте».

А теперь, спустя пятьдесят лет, я довольно потягиваюсь и говорю с ужасным самодовольством живого существа: «Тебе повезло, дружочек. Ты по гроб должен быть благодарен своей судьбе. Тебе разрешено было жить дальше, ты фашистский выкормыш. Так все время называл тебя в полевом госпитале тот русский военнопленный с веселыми глазами, что нянчился с тобой и не хотел, чтобы ты умер».

Все это было реальностью. Всего лишь два часа назад меня уютно укачивал автобус по дороге на Пушкин, бывшее Царское Село, где бедный и слабый царь Николай Второй, так ничего и не понявший, проводил беззаботно время со своей семьей. Автобус проезжает Пулковские высоты со знаменитой обсерваторией наверху. В конце 1941 года там были установлены даже орудия со старого крейсера «Аврора», этого раритета красной революции. Они препятствовали подходу немцев к их позиции на господствующей высоте.

У обочины дороги две, как будто походя поставленные и поблекшие от времени полевые гаубицы. Память о тех мрачных днях, как и блиндажи за ними, вокруг которых пышно разрастаются капустные кусты дачников. Автобус переваливается через железнодорожный переезд: эта дорога идет от Гатчины через Александровку. Перед моими глазами вдруг возникает потрепанная карта боевых действий в этом районе. Всего лишь в нескольких сотнях метрах отсюда ты полз тогда по глинистой грязи. Не мог поднять головы, потому что над тобой с той стороны проносились очереди сразу нескольких пулеметов. «Отросток» (у нас он обозначался как «аппендицит». - Ю. Л. ) - так называлась разбитая снарядами система окопов. Левый отросток вел в одну сторону, правый - в другую сторону от железнодорожной насыпи. Именно туда ты затем бежал, когда разрешалось покинуть эту позицию, выдвинутую на смертельно опасную глубину. Приказ гласил: «Бегом через Александровский парк!» на дистанции в пять метров друг от друга через систему окопов, вырытых вдоль Александровского дворца. Сейчас здесь красуются тюльпаны, как раз на том месте, где тогда стояли березовые кресты. Дорожки недавно утрамбованы. Знает ли кто-нибудь вообще о том, что он прогуливается по костям сотен молодых немцев?

История героической обороны Ленинграда является одной из ярчайших страниц в летописи Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Мировая история не знает примеров столь длительной обороны крупных городов.

Руководство фашистской Германии выбрало Ленинград наряду с Москвой и Киевом главным объектом агрессии. По плану Гитлера город предполагалось окружить и бомбардировками с воздуха и арт-огнем сравнять с землей и залить водами Балтийского моря. Так и было написано в фашистских листовках, которые вместе с бомбами сбрасывали на город: «Ленинград будет море, Москва будет поле, Горький - граница, Ковров – столица». Для этого была сформирована группа армии «Север» в количестве 26 немецких и четырех финских дивизий, что превосходило советские войска в людях и боевой технике. Наступление немецко-фашистских войск непосредственно на Ленинград началось 10 июля 1941 года.

Несмотря на упорное сопротивление советских войск, противнику к 8 сентября 1941 года удалось прорваться к верховьям Невы, захватить Шлиссельбург (Петрокрепость) и отрезать все сухопутные пути, связывающие Ленинград с Большой землёй. Город оказался во вражеской блокаде.

Не сумев взять Ленинград штурмом, фашисты решили уничтожить его с воздуха, подвергали бомбардировкам и артобстрелам, хотели задушить голодом. Они обрушили на город около 100 тысяч зажигательных и пять тысяч фугасных бомб, выпустили по нему почти 150 тысяч снарядов, что привело к сильным разрушениям зданий, сооружений, объектов промышленности, большим человеческим жертвам.

900-дневная блокада осажденного Ленинграда не сломила стойкость, мужество его защитников. В тяжелых условиях город жил, боролся, защищался. В защите города немалая роль отводилась морякам-балтийцам, которые отважно защищали Ленинград не только в воздухе и на море, но и на суше. Моряки возводили многочисленные укрепления, сотни долговременных огневых точек. Только на Пулковских высотах было срочно построено 206 огневых точек, бронированных отличной корабельной сталью.

В систему обороны Ленинграда были включены линкоры «Марат» и «Октябрьская революция», крейсеры «Максим Горький», «Киров», «Петропавловск» и другие корабли. Быстро вступили в строй десятки флотских батарей. Истребительная авиация флота и защитная артиллерия кораблей стали органической частью противовоздушной обороны Ленинграда.

Трудная и ответственная задача была возложена на моряков Ладожской военной флотилии и Северо-западного речного пароходства по снабжению блокадного города всем необходимым и, в первую очередь, продовольствием. Сбросив сотни зажигательных бомб, фашисты подожгли знаменитые Бадаевские склады за Невской заставой, где хранились значительные запасы продуктов для жителей более чем трехмиллионного города. Не одни сутки на месте пожара поднимался до самого неба густой дым. Сложилась тяжелая обстановка с обеспечением продовольствием армии, Балтийского флота, населения. Введенные по карточкам нормы снабжения хлебом снижались четыре раза, и уже с 20 ноября 1941 года ленинградцам выдавали самую низкую норму хлеба за все время блокады – 250 граммов по рабочей карточке и 125 по служащей, детской, иждивенческой с добавлением 50 процентов примесей. Это те граммы или «граммики», как их называли в Ленинграде, о которых поэтесса Ольга Берггольц сказала: «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам».

Голод выкашивал людей тысячами. Только в ноябре 1941 года от голода умерло 11 тысяч человек. Не легче было с питанием и на Ленинградском фронте. На 20 солдат выдавалось четыре банки шпрот и горсть ржаной муки, из которых готовилась так называемая балтийская баланда.

Единственный путь, по которому можно было снабжать теперь осажденный город, лежал через Ладожское озеро. Корабли Ладожской военной флотилии и речные суда Северо-Западного речного пароходства осуществляли все перевозки в Ленинград и обратно. Речные суда – баржи и буксиры – вынуждены были ходить по бурному осеннему озеру. В конце ноября плавающий лед стал мешать движению по озеру, но ладожцы геройски несли свою боевую вахту.

Для спасения города в конце ноября 1941 года по льду Ладожского озера была проложена ледовая трасса и с 22 ноября по ней пошли сани с хлебом, зарокотали моторы первых грузовых машин с продовольствием. По дну Ладоги были потянуты трубопровод для подачи горючего и многоканальный телефонно-телеграфный кабель. Осажденный город получил надежную связь с Большой землей, которая действовала до конца войны и длительное время уже в мирные дни.

И ледовая трасса, и водная коммуникация – все вместе взятое являлось Дорогой жизни для Ленинграда, постоянно подвергались огневому воздействую врага. Ледовая трасса (дорога) действовала почти шесть месяцев, до апреля 1942 года. Подвоз продовольствия позволил повысить норму выдачи хлеба, были эвакуированы из осажденного города 554186 человек.

Сегодня трудно представить весь ужас положения голодных ленинградцев. За 900 блокадных дней в Ленинграде погибли, умерли от голода, ран около 900 тысяч человек, по 1000 человек в сутки… Пишешь эти строки, и глаза наполняются слезами. Знают ли об этом сегодняшние дети, то самое подрастающее поколение, ради которого и рассказывается о подвиге ленинградцев? Надо, чтобы знали, понимали и помнили…

К сентябрю 1941 года из Ленинграда было эвакуировано более 350 заводов и фабрик, но в блокадном городе около 70 предприятий продолжало работать. Они производили более ста видов военной продукции, которая была так необходима его защитникам. Неработающие ленинградцы дома не засиживались, кто еще держался на ногах, помогали разгребать завалы после бомбежек, дежурили в госпиталях, помогали раненым. А еще проводили обход домов и квартир, собирали безнадзорных детей и подростков, оказывали помощь больным старикам. Культурная жизнь блокадного Ленинграда вызывала восхищение. «Залпом по рейхстагу» и «Днем Победы среди войны» называли ленинградцы исполнение 9 августа 1942 года в Большом зале филармонии осажденного города Седьмой (Ленинградской) симфонии Д.Д. Шостаковича. Действовал театр музыкальной комедии. В выставочных залах постоянно устраивались различные художественные выставки. За всю блокаду в городе не было отмечено ни одной инфекционной вспышки.

В январе 1943 года советские войска прорвали кольцо блокады Ленинграда. По освобожденной от гитлеровцев полосе шириной всего 8-11 километров между линией фронта и Ладожским озером была срочно проложена железная дорога, и уже 7 февраля в город пришел первый эшелон с продуктами и боеприпасами с Большой земли. Полгорода собралось на Финляндском вокзале… Это был переломный момент в битве за Ленинград. Положение его защитников и населения несколько улучшилось. Полное снятие блокады произошло ровно через год. К началу 1944 года враг под Ленинградом обладал еще большой силой и упорно удерживал свои позиции. Свыше двух лет гитлеровцы совершенствовали свои оборонительные рубежи под Ленинградом, глубина их достигала 250 километров. Все дороги, подходящие к городу, были заминированы, а многие населенные пункты подготовили к круговой обороне.

В ходе успешно проведенной наступательной операции, начавшейся 14 января 1944 года, враг был отброшен от Ленинграда на 70-100 километров. Оборона немцев – «Северный вал», как «стальное кольцо» блокады – треснула и развалилась. Вечером 27 января 1944 года в честь полного освобождения Ленинграда от блокады на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют из 324 орудий.

Родина высоко оценила подвиг защитников города. В декабре 1944 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено более 1,5 млн. человек. Ленинграду присвоено высокое звание Города-героя.

В самые тяжелые дни 42-го ленинградцы услышали по радио голос далекого Лондона: «Мы гордимся тобой, Ленинград!» Будем же и мы помнить и гордиться подвигом своих славных сограждан, не забывать образцы стойкости, мужества и человеческого достоинства.

ФОТОХРОНИКА ОСАЖДЕННОГО ГОРОДА

8 сентября 1941 года замкнулось кольцо блокады вокруг Ленинграда . К концу этого же года прекратилась подача электроэнергии, вышли из строя водопровод и канализация. Горожане черпали воду либо из колодцев, либо из прорубей.

Мало кто знает, что в Петербурге есть памятник ленинградской проруби. Он был установлен в 2001 году на подступе к воде у дома № 21 по набережной Фонтанки . Памятник блокадному колодцу в Петербурге тоже есть. В 1979 году на стене дома № 6 по проспекту Непокоренных появилась мемориальная композиция. Над чашей с водой на стене дома изображена женщина с ребенком на руках.


Во время блокады Ленинграда Аничков мост значительно пострадал от артналетов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил.

Чтобы спасти скульптуры, их увезли и закопали во дворах Аничкова дворца. На гранитных постаментах вместо скульптур выставили ящики с засеянной травой. Конные статуи вернули на место весной 1945 года.

Переправа стала памятником блокады: на граните постамента коней Клодта специально не стали реставрировать след от осколков немецкого артиллерийского снаряда - чтобы он напоминал о самом ужасном времени в истории города. Надпись на доске, которую повесили рядом, сообщает: след этот оставлен одним из 148 878 снарядов, которые враг выпустил по Ленинграду.


Карточки на хлеб ввели еще до начала блокады. 18 июля 1941 года норма составляла 800 граммов в день. 2 сентября ее снизили: рабочим и инженерно-техническим работникам выдавали по 600 граммов, служащим по 400 граммов, детям и иждивенцам - по 300.

За время блокады нормы сокращали пять раз. Согласно последней рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а всем остальным по 125. Такая норма действовала с 20 ноября по 25 декабря 1941 года и привела к резкому скачку смертности от голода. Вследствие рабочим выдавали до 350 граммов хлеба, а остальным жителям - по 200.


Чтобы поддержать силы и улучшить здоровье доноров, Военный совет Ленинградского фронта вынес специальное решение: тех, кто сдает кровь, снабжать спецпайком. С 20 декабря 1941 года доноры начали получать из расчета на день: 200 граммов белого хлеба, 30 граммов сахара , 30 граммов животного масла, пол-яйца, 25 граммов кондитерских изделий, 30 граммов крупы.

Большинство доноров отказывались от денежной компенсации после дачи крови, и эти деньги поступали в фонд обороны.


Доживет ли до победы? За 900 дней блокады умерло от голода более одного миллиона 200 тысяч человек. Каждый день от истощения погибало более четырех тысяч человек, а бывало и по 6-7 тысяч человек. Мужчин умирало больше, чем женщин (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.


С первых дней блокады в Ленинграде в целях экономии продуктов питания закрываются столовые, рестораны и другие пункты общественного питания.

А с начала 42-ого года по решению бюро горкома заработали стационары и столовые усиленного питания. Дополнительное лечебное питание по повышенным нормам организовали в специальных стационарах, созданных при заводах и фабриках, а также в 105 городских столовых.

Такие меры в первом полугодии 1942 года сыграли огромную роль в борьбе с голодом, восстановлении сил и здоровья значительного числа больных, что спасло тысячи ленинградцев от гибели. Об этом свидетельствуют многочисленные отзывы самих блокадников и данные поликлиник


В начале блокады хлеб пекли из смеси овсяной, ржаной, соевой, ячменной и солодовой муки. Но уже через месяц в тесто стали добавлять муку из затхлого зерна, отруби и льняной жмых. Позже стали класть хлопковый жмых, а также сосновую кору и березовые почки. Добавляли и так называемую коревую муку, когда удавалось ее достать. Это была измельченная намоченная и затем высохшая хлебная мука, которую доставили в мешках с дна Ладожского озера. В кузовах провалившихся под лед на Дороге жизни машинах с продовольствием вода пропитывала только верхний слой муки в мешке, который высушивали и измельчали. Использование такой муки значительно сократило количество условно съедобных добавок в тесте, из которого выпекали хлеб.


Звено пожарной команды местной противовоздушной обороны. Бойцы МПВО тушили зажигательные бомбы, строили и ремонтировали защитные сооружения, помогали пострадавшим. Они же разбирали завалы, из-под которых за время блокады спасли 4 тысячи человек.

В марте 42-го Военный совет Ленинградского фронта постановил усилить состав МПВО. В военкоматы начали призывать женщин от 18 до 35 лет. Те, кому не удалось попасть на фронт, добровольно шли в военкоматы для пополнения формирований местной противовоздушной обороны. За короткий срок зачислили 16 500 женщин.

В одном из укромных дворов Петроградской стороны есть довольно необычный памятник, посвященный блокаде. Бронзовая фигура женщины, олицетворяющей образ измученной голодом и авианалетами, но не сдающейся блокадницы-бойца МПВО


Жители Колпино и бойцы МПВО на строительстве оборонительных сооружений.

После захвата гитлеровскими войсками села Ям-Ижора в колонии были направлены формирования ижорских ополченцев. Местом ожесточенных боев стала Третья колония. После того как она была освобождена, еще более двух лет линия фронта проходила в непосредственной от нее близости.

Оборонительные сооружения на подступах к Колпину прошли непосредственно по территории финской деревни Лангелово.


Круглые сутки Ленинград вглядывался в небо. Вахту на наблюдательных вышках и специальных пунктах несло около восьми сотен наблюдателей. В постоянной боевой готовности находились 60 тысяч бойцов.


Еще в 1812 году, когда Наполеон захватил Москву , из Петербурга было решено вывезти все самое ценное, в том числе и Медный всадник. Однако накануне отправки к императору Александру I явился некий майор Бутурлин и заявил, что Медного всадника нельзя увозить из города. Будто бы к майору во сне явился сам Петр и велел передать, что пока памятник стоит на месте, город никогда не будет захвачен врагами. Медный всадник оставили в Петербурге.

Стоял монумент и во время блокады Ленинграда. Для защиты от артобстрелов его укрыли мешками с песком и обшили бревнами. Сыграло ли это какую-либо роль - неизвестно. Но город выстоял, пережив самую длительную и страшную в современной истории блокаду.


С первых дней Великой отечественной войны из-за быстрого продвижением немецких войск вдоль побережья Балтийского моря и Финского залива главной задачей Балтийского флота стало участие в обороне Ленинграда и Кронштадта .

30 августа 1941 года эсминцы «Строгий» и «Стойкий» и 406 мм орудия Научно-испытательного морского артиллерийского полигона впервые оказали огневую поддержку сухопутным войскам непосредственно под Ленинградом, что помогло задержать противника у Гатчины до середины сентября.


8 сентября 1941 года врагу удалось выйти к истокам Невы и захватить Петрокрепость (Шлиссельбург ), лишив Ленинград сухопутной связи с Большой землей. Но защитники крепости Орешек не позволили врагу выйти на правый берег Невы.

В январе 1943 года была прорвана блокада Ленинграда. Потеряв надежду на захват города, немцы решили разрушить его артогнем крупнокалиберных орудий. Во многом благодаря точной стрельбе морских артиллеристов план противника разрушить Ленинград был сорван.


С началом зимы 41-го года водная коммуникация на Ладожском озере прекратилась. Чтобы обеспечить город продовольствием и боеприпасами, оставался один путь - по льду озера. Так появилась ледовая Дорога жизни. Она проходила по трассе мыс Осиновец через остров Зеленцы. Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной: дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбежкой немецкой артиллерией и авиацией. Тем не менее каждый день по дороге перевозилось в обе стороны примерно 6 тысяч тонн грузов.


Фото 1941-го года. Немецкий самолет «Мессершмидт -110», сбитый под Ленинградом. Двухмоторный тяжелый стратегический истребитель, который разработали в Германии в конце 30-х годов.

"ЕЩЕ НЕ ЗНАЮТ НА ЗЕМЛЕ СТРАШНЕЙ И РАДОСТНЕЙ ДОРОГИ"

22 ноября по ледяной трассе Ладоги прошли первые полуторки с продовольствием. Говорили, в ноябре проложить дорогу невозможно, - в лучшем случае лед окрепнет к началу января. Но город ждать не мог. Предстояло пережить первую голодную зиму 1941/42 года…

«Величие этого дня в городе ощутили через месяц, когда после пятикратного снижения норм выдачи хлеба узнали о первом повышении. Затем было второе, третье… Люди поверили, что для хлеба, посылаемого им страной, сквозь блокаду пробит путь, и назвали этот путь Дорогой жизни».

Ветеран Великой Отечественной войны И. Смирнов .

Рейс в неизвестность

По воспоминаниям командира 389-го автобатальона В. А. Порчунова:

«Дверцы кабин были раскрыты настежь. Так у водителей было больше шансов на спасение, если машина уйдет под лед. <…>

Мы подошли к сараю, где стояли брошенные сани. Они остались от лошадей, погибших, вероятно, после перехода через Ладогу.

Давайте прицепим это! - взволнованно сказал Оспанов . - В кузове у нас семь мешков, на это еще пять - будет уже двенадцать!.. Каждый понимал, что значит перевезти в Ленинград эти пять дополнительных мешков. <…>

В Коккореве нас ждали люди. Из кабин мы видели слезы на их глазах. Но встречавшие нам аплодировали, словно мы были знаменитые артисты».

Осколок мины

По воспоминаниям водителя В. И. Сердюка:

«Каюм Садахумов провалился задними колесами в трещину. Машина стала медленно оседать. Он скинул с себя полушубок, взобрался в кузов и стал сбрасывать мешки с мукой на лед. Каюм задыхался от непосильной работы. Но разогнулся, лишь когда выбросил последний мешок. А затем начал спасать машину. <…>

Николай Рогозин попал под обстрел. А вез он боеприпасы. Несколько снарядов разорвались рядом с кабиной. Рогозина тяжело ранило. Истекая кровью, он все же привел машину к берегу. А когда заглушил мотор, умер в кабине... <…>

У трещины на двенадцатом километре - пост регулировщицы Тани.

Я тебя немного провожу! - сказала она, не слезая с подножки.

Я медленно повел машину по расчищенной грейдером полосе. Так мы проехали вместе метров сто пятьдесят. И вдруг низко перед машиной прошел в крутом повороте «мессершмитт ». Положив самолет на крыло, летчик строчил из пулемета поперек трассы. Пули подняли ледяные фонтаны перед самым радиатором. Я тут же затормозил.

«Недолет!» - с облегчением подумалось мне. Я повернулся к Тане и наткнулся на ее обмороженную щеку. Танина голова упала ко мне на плечо.

С «мессершмитта» сбросили прыгающие мины. Их называли у нас на трассе «лягушками». Осколок мины пробил полушубок со спины и вошел Тане в сердце. Он предназначался мне».

В ночь под Новый, 1942 год

По воспоминаниям шофера 390-го автобата С. И. Матеки:

«Мы делали второй рейс за смену, последний в 1941 году.

Майор строго сказал:

Вы повезете спецгруз особого назначения! - И высветил надпись на одном из ящиков: «Подарок ленинградским детям из Грузии !»

По ночам обстреливали редко. Ночью ехать безопасней…<…>

…Каждый боролся со сном как мог. Миша Ляпкало подвешивал за головой котелок, который стучал в дороге по стенке, как погремушка. Саша Бойкин распевал во всю мочь песни. А я старался вспоминать свою Дубровку. <…>

Два «мессершмитта» прошли в сторону Шлиссельбурга. Возвращаются! Опять заходят сзади!

Где укрыться от самолетов на Ладоге? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за дерево или камень. Некоторые водители залезали во время налетов под кузов. Мешки с мукой спасали от пуль. Но если рядом взрывалась бомба, шофер проваливался вместе с машиной под лед.

В моем звене была иная тактика. Ни один из водителей не останавливался на трассе во время налета. В движущуюся цель труднее попасть.

…резко крутанул руль в сторону. Машина выскочила за снежный бруствер. Самолеты пронеслись на бреющем вдоль трассы. Я спрыгнул на лед, осмотрел кузов. Пули расщепили задний борт. Один ящик упал, из него выпали мандарины…

Я собрал их, забросил ящик в кузов. Злость меня взяла на фашистов! Нет, думаю, будут мандарины у ленинградских ребят! <…>

Я гнал машину на предельной скорости - лишь бы проскочить девятый километр! Вдруг в глаза ударил яркий сноп света. Снова «мессершмитты!» Услышал, как загрохотало по кабине, и от напряжения на какой-то миг потерял сознание.

Когда очнулся, машина моя стояла. Мотор заглох, на ветровом стекле две пробоины. Расстояние между ними такое, что голова не уместится. А сам я цел - лишь поранило осколками стекла руки. Они оставались на руле. <…>



27 января в Штаб-квартире Русского географического общества в Санкт-Петербурге состоялось торжественное заседание Санкт-Петербургского городского отделения общества под председательством Вице-президента РГО, председателя отделения Кирилла Чистякова.

В торжественном мероприятии приняли участие члены РГО – участники Великой Отечественной войны, блокадники, учащиеся петербургских школ, а также жители и гости Северной столицы.

Вниманию собравшихся была представлена литературно-художественная композиция и концерт, организованный силами воспитанников Детского (юношеского) дома творчества «У Вознесенского моста», с воспоминаниями о блокадном детстве выступил член РГО, сын полка Иван Дмитриевич Ильин. Учащиеся 179 лицея Калининского района Санкт-Петербурга выступили с результатами исследовательского проекта «Блокадное меню», в котором на основании воспоминаний и свидетельств близких, исторических материалов рассказали, из чего состоял пищевой рацион ленинградцев в суровые годы блокады.

Участники вечера возложили цветы к мемориальной доске, установленной в вестибюле Штаб-квартиры Русского географического общества в Санкт-Петербурге в 1975 году в память о погибших членах Географического общества в годы Великой Отечественной войны.

Инициаторами вечера стали члены Комиссии географии океана Санкт-Петербургского отделения РГО при поддержке регионального программы «Кадровый резерв – Профессиональная команда страны».

…Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит
Победоносный Ленинград!

Ольга Берггольц, 1944

27 января отмечается День воинской славы России – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады.

Блокада Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро , находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих.

К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. В результате массированных авианалётов германской авиации 8 и 10 сентября 1941 года сгорели Бадаевские склады, вследствие чего город лишился огромного количества продуктов.

Немецкие войска приступили к разрушению города массированными артиллерийскими обстрелами и бомбёжками. Особенно сильными были бомбовые и артиллерийские удары в октябре – ноябре 1941 года: немцы сбрасывали на Ленинград тысячи зажигательных бомб с целью вызвать массовые пожары.

Из директивы начальника штаба военно-морских сил Германии от 22 сентября 1941 года «Будущее города Петербурга»:

«Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения».

За годы блокады погибло, по разным данным, от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Под артиллерийскими обстрелами, страдая и умирая от голода, ленинградцы находили в себе силы трудиться на оборонных предприятиях и воевать в дивизиях народного ополчения.

В городе, несмотря на нечеловеческие условия, продолжалась и культурная жизнь. В первую блокадную зиму продолжали работать несколько театров и библиотек. Летом 1942 года были открыты некоторые учебные заведения, театры, кинотеатры и городская филармония, где 9 августа оркестром ленинградского радиокомитета была впервые исполнена знаменитая Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича. Не прерывало своей работы Ленинградское радио. Всю блокаду в Ленинграде функционировали действующие храмы.

В ходе Ленинградско-Новгородской операции, начатой 14 января 1944 года войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов совместно с Балтийским флотом немецко-фашистские войска под Ленинградом были разгромлены. В ходе наступления 20 января был освобожден Новгород, к концу января были освобождены транспортные артерии, связывающие Ленинград с Москвой – Октябрьская железная дорога и Ленинградское шоссе.

27 января 1944 года блокада Ленинграда, длившаяся 872 дня, была полностью ликвидирована. В этот день в Ленинграде был дан артиллерийский салют и фейерверк (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны – прочие салюты производились в Москве). По ленинградскому радио был передан приказ войскам Ленинградского фронта с сообщением о полном снятии блокады. Десятки тысяч жителей города вышли на улицы, площади, набережные реки Невы. В 20 часов был дан салют 24 артиллерийскими залпами из 324 орудий.

Сотни тысяч сражавшихся удостоились правительственных наград, 486 получили звание Героя Советского Союза. 22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда" – ею награждено около 1,5 миллиона человек. 26 января 1945 года сам город Ленинград был награжден орденом Ленина. С 1 мая 1945 года Ленинград – город-герой.

Немыслимой ценой пытка, уготованная Ленинграду фашистскими войсками, была вынесена, и город, который хотели сровнять с землёй, поныне стоит на Неве. Это – образец мужества, аналогов которому нет в истории. Это – подвиг, который останется в памяти бесчисленного множества поколений.

Что еще почитать