Многообразие одноклеточных организмов. Многообразие одноклеточных их роль в жизни человека и природы. Разнообразие многоклеточных животных

Одной из важной составной части здоровьесберегающей организации учебного процесса является рациональная организация урока. От того, как учитель соблюдает гигиенические, психолого-педагогические условия проведения урока зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления. При работе по данному направлению нужно учитывать:

1. Обстановку и гигиенические условия в кабинете:

  • t 0 = +18 0 С - + 20 0 С и свежесть воздуха (обязательное проветривание),
  • рациональность освещения класса и доски,
  • не должно быть неприятных монотонных шумовых раздражителей.
  • правильно подобранные тона окраски стен и парт.

2. Рациональную организацию урока:

  • плотность урока 60-80%,
  • кол-во видов учебной деятельности 4-7 (видов),
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности не более 10 мин,
  • включать различные виды преподавания в среднем 3-4 и чередовать их через 10-13 мин,
  • при использовании ТСО (учитывать гигиенические нормы),
  • присутствие эмоциональных разрядок,
  • обязательно физкультминутки, желательно 2 по 1 мин, состоящие из 3-4 упражнений с повтором 3-5 раз,
  • хорошие взаимоотношения на уроке ученик-учитель, ученик-ученик,
  • отслеживание позы учащихся во время разных видов деятельности,
  • наличие содержания и вопросов связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование у учащихся культуры здоровья,
  • учет мотивации учащихся к обучению,
  • компетентность педагога в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий.

Ошибочно многие педагоги считают, что урок по здоровьесберегающим технологиям, можно проводить только в основном в преподавании курса анатомии. Считаю, любой урок по любому предмету должен быть направлен на сохранение здоровья ученика, если будем учитывать данные требования.

Я предлагаю урок в 7 классе по теме “Многообразие и значение одноклеточных” с учетом здоровьесберегающих технологий.

I Актуализация знаний 2 мин Ответы на вопросы (устно)
II Работа по закреплению пройденного материала 5 мин Заполнение таблицы
2 мин Взаимопроверка
Физкультминутка 1 мин
III Изучение нового материала 29-28 мин.
1. Изучение инфузории-туфельки 7 мин Лабораторная работа
5-4 мин Заполнение таблицы, работа с учебником и иллюстрациями
2. Изучение споровиков 2 мин Сообщение ученика
2 мин Рассказ учителя
Физкультминутка 1 мин
3. Значение простейших в природе и для человека 6-7 мин Работа с учебником, составление схемы-опоры
4. Заболевания, вызванные простейшими и меры профилактики 3 мин Видеофильм
3 мин Составление правил профилактики
IV Закрепление пройденного 4 мин
V Подведение итогов

Задание на дом

2 мин

Примечание: В течение урока учитель наблюдает за позой учащегося, положительно оценивает школьников за ответы и активное участие “молодец”, “хорошо”, “умница”, “ты сегодня очень хорошо работаешь”, “я рада твоим успехам” и т.д., создавая мотивацию учебного процесса, включая физкультминутки, а также эмоциональную разрядку. Использует разные виды деятельности, чтоб дети не испытывали переутомление, концентрировать детей на вопросах по сохранению здоровья, поэтому несколько раз повторяем меры профилактики заболеваний, вызванных простейшими.

Обобщающий урок

“Многообразие и значение одноклеточных животных”

  1. Развивать предметное умение: работа с микроскопом и приготовление препарата.
  2. Продолжить формировать навыки работы с учебником, умение делать выводы, сравнивать и использовать имеющиеся знания.
  3. Формировать бережное отношение к своему здоровью.

Методы обучения:

Активный

  • частично-поисковый,
  • исследовательский,

Самопознания и развития

  • взаимооценка,
  • развитие общения эмоций и интеллекта.

Виды учебной деятельности учащихся:

  • составление схемы-опоры,
  • работа с учебником,
  • заполнение таблицы,
  • выполнение лабораторной работы,
  • рассматривание наглядных пособий и рисунков учебника,
  • просмотр видеофильма,
  • обсуждение и ответы на вопросы.

Приемы деятельности учителя (4):

  • словесный (беседа),
  • наглядный,
  • аудиовизуальный (видеофильм),
  • лабораторная работа с постановкой проблемы.

Личная значимость изученного на уроке для школьника:

Источник информации:

  • учебник (стр. 98-99),
  • микроскоп,
  • культура инфузорий,
  • готовые микропрепараты,
  • видеофильм,
  • таблицы,
  • дополнительная литература – С.А. Молис “Хрестоматия по зоологии.

Ход урока

Приветствие. Здравствуйте, ребята! Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успеха себе и своим товарищам.

I. Актуализация опорных знаний – 2 мин.

Учитель Ученик
1. Простейшие самые маленькие животные, почему их так называют? Они просто устроены, их тело состоит из одной клетки.
2. Правильно. Но, несмотря на простоту строения, это настоящие животные. Назовите признаки живого Способность к размножению, обмену веществ и энергии, клетка как целостный организм способна дышать, питаться, расти, развиваться, выделать во внешнюю среду продукты обмена веществ, умирать.
3. Как устроена клетка простейших? Оболочка, цитоплазма, ядро, органы особого назначения
4. Есть ли отличия в основе строения клеток растений, животных, грибов? План строения клеток всех организмов одинаков, т.к. все организмы имеют единое происхождение.

II. Работа с учащимися по закреплению изученного материала – 8 мин.

Учитель Ученик
Организация проверки изученного на прошлом уроке материала с заполнением таблицы №1 (6-5 мин) Делятся на 2 варианта. Работают в парах, заполняя таблицу, один амебу, другой эвглену.

Таблица №1

Признаки Амеба обыкновенная Эвглена зеленая Инфузория-туфелька
Учитель следит за правильной осанкой учащихся
  1. Форма тела
  2. Органоиды движения
  3. Сократительная вакуоль
  4. Пищеварительная вакуоль
  5. Глазок
  6. Хлоропласты
  7. Способ питания
  8. Ротовое отверстие
  9. Порошица
Выборочно проверяет несколько ответов по ходу дополнения (2 мин) Взаимопроверка в парах друг друга

Физкультминутка – 1 мин.

III. Изучение нового материала

1. Изучение строения типа инфузории.

Учитель Ученик
а) Организация лабораторной работы с постановкой проблемы – 7 мин а) Лабораторная работа “Строение и жизнедеятельность инфузории туфельки”
Рассмотрите воду в пробирке. Видны ли в ней какие-то животные?

Чистая ли это вода?

Нет
2. Настройте микроскоп.
3. Приготовьте микропрепарат (ан предметное стекло поместите немного ваты и каплю воды из пробирки)
4. Рассмотрите микропрепарат. Что вы обнаружили? Там есть живое существо, их несколько.
5. передвигается ли увиденное существо? Да
6. Какая у него форма, что напоминает? Предложите название.

Правильно, инфузория-туфелька

Вытянутая, овальная “след, стопу, туфельку” и т.д.

Эмоциональная разрядка

7. Как вы думаете как она питается, дышит, размножается Как и все простейшие – амеба и эвглена гетеротрофно, т.к. нет хлоропластов, дышит всей поверхностью тела, делится делением на 2 части.
Молодцы, ребята!
8. Произошли ли какие прогрессивные черты у инфузории туфельки по сравнению с амебой обыкновенной?
Чтобы ответить на этот вопрос и заполнить графу в сравнительной таблице работаем с учебником(стр.(() и рисунками. Работа с учебником. Читаю текст, находят недостающую информацию и заполняют таблицу.
Работа с учебником, заполнение таблицы – 4-5 мин.
Выводы по вопросу 8 и таблице Все одноклеточные организмы имеют сходства и различия

2. Изучение строения споровиков - малярийный плазмодий (4 мин).

3. Значение простейших в природе и жизни человека – 6-7 мин.

б) Схема-опора

4. Заболевания и профилактические меры. Просмотр видеофильма – 3 мин

IV. Закрепление изученного материала – 4 мин.

  1. Известно, что простейшие широко распространены в почве и воде, однако они не могут жить в кипяченой воде. Почему?
  2. Водоем, населенный простейшими, высох. Пошли дожди, заполнили его, в водоеме вновь появились простейшие. Как объяснить это явление?
  3. Эвглена зеленая всегда плавает из более темной в более освещенную часть водоема, инфузория-туфелька переплывает по мостику между двумя каплями из соленой жидкости в чистую воду. Что общего между этими явлениями?
  4. С давних времен человек страдал от изнурительной болотной лихорадки (малярии) особенно распространенной в странах с теплым климатом. Почему долгое время перед ней была бессильна медицина?

V. Подведение итогов – 1-2 мин.

Задание на дом.

Учитель благодарит активных учащихся за ответы (5-6 чел) и оценивает за правильное оформление таблицы (5 чел)

Что для себя вы взяли главное из урока?

На дом стр. 100-101 (Повтор правил профилактики) (Ответы на вопросы устно)

Тема: «ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ: ПРОКАРИОТЫ И ЭУКАРИОТЫ»

Урок 1 : Строение клеток эукариот».

Цель урока : дать учащимся общее представление о строении клеток эукариот, об особенностях их функций в связи со строением.

Оборудование и материалы : схема строения эукариотической клетки; фотографии органелл, сделанные под световым и электронным микроскопом.

Базовые понятия и термины:

Концепция урока: показать строение клеток эукариот (позже в срав­нении дать информацию о более простых прокариотических клетках). Рассказывая об эукариотах, использовать уже име­ющиеся у школьников знания.На основе знаний о клетках эукариот дать (в сравнении) информацию о более простых прокариотических клетках. Рассказать о прокариотах подробнее в связи с тем, что информации об этих организмах у школьников пока ещё не много.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности :

    Какие органеллы характерны для клеток растений?

    Какие органеллы характерны для клеток животных?

    Какие функции выполняют хлоропласты?

    Что вы знаете о митохондриях?

    Для чего нужна клеточная стенка? У каких клеток она есть?

II . ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Вступительное слово учителя.

ПРОКАРИОТЫ.

В зависимости от уровня организации клетки организмы де­лят на прокариоты и эукариоты.

Прокариоты (от лат. про - перед, вместо и греч. карион - ядро) - надцарство организмов, к которому относятся царства Бактерии и Цианобактерий (устаревшее название - «сине-зеленые водоросли»).

Клетки прокариот характеризуются простым строением: они не имеют ядра и многих органелл (митохондрий, пластид, эндоплазматической сети, комплекса Гольджи, лизосом, клеточного центра). Только у некоторых бактерий - обитателей водоемов или капилляров почвы, заполненных водой, имеются особые газовые вакуоли. Изменяя в них объем газов, эти бактерии могут переме­щаться в водной среде с минимальными затратами энергии. В со­став поверхностного аппарата клеток прокариот входят плазматическая мембрана, клеточная стенка, иногда - слизистая капсула.

(рис. 1).

В цитоплазме прокариот находятся рибосомы, разнообразные включения, одна или несколько ядерных зон (нуклеоидов), содер­жащих наследственный материал. Наследственный материал прокариот представлен кольцевой молекулой ДНК, прикреплен­ной в определенном месте к внутренней поверхности плазмати­ческой мембраны (рис. 1).

Рибосомы прокариот сходны по строению с рибосомами, рас­положенными в цитоплазме и на мембранах эндоплазматической сети клеток эукариот, но отличаются более мелкими размерами. Плазматическая мембрана клеток прокариот может образовы­вать гладкие или складчатые выпячивания, направленные в ци­топлазму. На складчатых мембранных образованиях могут рас­полагаться ферменты, рибосомы, а на гладких - фотосинтезирующие пигменты. В клетках цианобактерий обнаружены округ­лые замкнутые мембранные структуры - хроматофоры, в кото­рых расположены фотосинтезирующие пигменты.

Клетки некоторых бактерий имеют органеллы движения - один, несколько или много жгутиков. Жгутики прокариот состо­ят из одной молекулы специфического белка, имеющей трубча­тое строение. Жгутики могут быть длиннее самой клетки в не­сколько раз, однако их диаметр незначительный (10-25 нм), поэтому в световой микроскоп они не видны. Кроме жгутиков, поверхность бактериальных клеток часто имеет нитчатые и трубчатые образования, состоящие из белков или полисахаридов. Он обеспечивают прикрепление клетки к субстрату или принимаю участие в передаче наследственной информации во время полового процесса.

Клетки прокариот имеют небольшие размеры (не превышают 30 мкм, а есть виды, диаметр клеток которых составляет около 0,2 мкм). Большинство прокариот - одноклеточные организмы есть среди них и колониальные формы. Скопления клеток прокариот могут иметь вид нитей, гроздей и т. д; иногда они окружен: общей слизистой оболочкой - капсулой. У некоторых колониальных цианобактерий соседние клетки контактируют между собой через микроскопические канальцы, заполненные цитоплазмой.

Форма клеток прокариот разнообразна: шаровидная (кокки), палочковидная (бациллы), в виде изогнутой (вибрионы) или спирально закрученной (спириллы) палочки и др. (рис.2)

(рис.2)

***

(сообщение учащегося – выдержка из реферата- до 5 мин.)

Открытие вирусов и их место в системе живой природы. Су­ществование вирусов впервые доказал русский ученый Д. И. Ива­новский в 1892 г. Исследуя заболевание табака - так называе­мую листовую мозаику, он при помощи микробиологических фильтров пытался выделить возбудителя этой болезни. Но даже фильтры с наименьшим диаметром пор не могли задержать это­го возбудителя, и отфильтрованный сок больного растения вы­зывал заболевание здоровых. Ученый высказал предположение о существовании какого-то неизвестного организма, по размерам значительно уступающего бактериям. Позже было доказано су­ществование аналогичных частиц, которые вызывали заболева­ния у животных. Все эти невидимые в световой микроскоп час­тицы получили общее название вирусы (от лат. вирус - яд). Од­нако настоящее изучение вирусов стало возможным лишь в 30-х годах XIX ст. после изобретения электронного микроскопа. На­ука, изучающая вирусы, называется вирусологией.

Особенности строения и функционирования вирусов. Разме­ны вирусных частиц составляют от 15 до нескольких сотен, иног­да до 2 тысяч (некоторые вирусы растений) нанометров. (рис.3)

(рис.3)

Жизненный цикл вирусов состоит из двух фаз: внеклеточной и внутри­клеточной.

Каждая вирусная частица состоит из молекулы ДНК или осо­бой РНК, покрытых белковой оболочкой (соответственно их назы­вают: ДНК - или РНК-содержащие вирусы). (рис.4)

(рис.4)

Обе эти нуклеиновые кислоты несут наследственную информацию о вирусных частицах.

Вирусные нуклеиновые кислоты имеют вид одно- или двух-, цепочных спиралей, которые, в свою очередь, бывают линейны­ми, кольцевыми или вторично скрученными.

В зависимости от структуры и химического состава оболочки вирусы подразделяют на простые и сложные.

Простые вирусы имеют оболочку, состоящую из однотипных белковых образований (субъединиц) в виде спиральных или многогранных структур (напр., вирус табачной мозаики) {рис. 28). Они имеют различную форму - палочковидную, нитчатую, шаровидную и др.

Сложные вирусы дополнительно покрыты липопротеиновой мембраной. Она представляет собой часть плазматической мемб­раны клетки-хозяина и содержит гликопротеиды (вирусы оспы, гепатита В и др.). Последние служат для распознавания специ­фических рецепторов на мембране клетки-хозяина и прикрепле­ния к ней вирусной частицы. Иногда в мембране вируса содер­жатся ферменты, обеспечивающие синтез вирусных нуклеино­вых кислот в клетке-хозяине и некоторые другие реакции.

Во внеклеточной фазе вирусы способны существовать длитель­ное время и выдерживать воздействие солнечных лучей, низких или высоких температур (а частицы вируса гепатита В 1 - даже кратковременное кипячение). Вирус полиомиелита 2 во внешней среде сохраняет способность к заражению хозяина на протяже­нии нескольких дней, а оспы - многих месяцев.

Механизмы проникновения вируса в клетку-хозяина. Боль­шинство вирусов специфичны: они поражают только определен­ные типы клеток-хозяев многоклеточных организмов (клетки-ми­шени) или отдельные виды одноклеточных организмов. Проник­новение в клетку-хозяина начинается взаимодействием вирусной частицы с мембраной клетки, на которой расположены особые Рецепторные участки. В оболочке вирусной частицы содержатся особые белки (прикреплённые), «распознающие» эти участки, что и обеспечивает специфичность вируса. Если вирусная частица прикрепляется к клетке, на мембране которой нет чувствительных к ней рецепторов, то заражения не происходит. У простых вирусов прикрепительные белки находятся в белковой оболочке, у сложных - на игольчатых или шиловидных выростах поверхно­стной мембраны.

В клетку-хозяина вирусные частицы попадают разными путя­ми. Многие сложные вирусы - благодаря тому, что их оболочка сливается с мембраной клетки хозяина (напр., как у вируса грип­па). Часто вирусная частица попадает внутрь клетки путем пиноцитоза (напр., вирус полиомиелита). Большинство вирусов рас­тений проникает внутрь клеток-хозяина в местах повреждения клеточных стенок.

Она состоит из расширенной головки, белковая обо­лочка которой содержит ДНК, отростка, в виде чехла, напоми­нающего растянутую пружину, внутри которого находится по­лый стержень, и хвостовых нитей. При помощи этих нитей ви­рус соединяется с рецепторными участками клетки-хозяина и прикрепляется к ее поверхности. Затем чехол резко сокращает­ся, вследствие чего стержень проходит через оболочку бактерии и впрыскивает вирусную ДНК внутрь нее. Пустая оболочка бак­териофага остается на поверхности клетки-хозяина.

(обобщение учителя – до 1 мин.)

ЭУКАРИОТЫ.

(сообщение учащегося – выдержка из реферата - до 5 мин.)

Известно, что клетки очень разнообразны. Их разнообразие настоль­ко велико, что поначалу, рассматривая клетки в микроскоп, ученые не замечали в них сходных черт и свойств. Но позже было обнаруже­но, что за всем многообразием клеток скрываются их принципиаль­ное единство, общие, характерные для них проявления жизни.

Чем же клетки одинаковы?

Содержимое любой клетки отделено от внешней среды особой структурой - плазматической мембраной (плазмалеммой). Эта отделённость позволяет создавать внутри клетки совершенно особую среду, не похожую на ту, которая ее окружает. Поэтому в клетке могут идти те процессы, которые не протекают больше нигде. Их называют процессами жизнедеятельности.

Все содержимое клетки, за исключением ядра носит название цитоплазмы. Поскольку клетка должна осуществлять множество функций, то в цитоплазме имеются разнообразные структуры, обес­печивающие выполнение этих функций. Такие структуры называ­ются органеллами (или органоидами - это синонимы, но органел­лы - более современный термин).

Какие же основные органеллы клетки?

Самая крупная органелла клетки - ядро, в которой хранится и из которого переписывается наследственная информация. Это - центр управления обмена веществ клетки, он контролирует деятель­ность всех других органелл.

В ядре есть ядрышко - это место, где образуются другие важные органеллы, участвующие в синтезе белка. Их называют рибосомами. Но рибосомы только формируются в ядре, а работают они (т. е. синте­зируют белок) в цитоплазме. Часть из них находится в цитоплазме свободно, а часть прикрепляется к мембранам, которые образуют сеть, получившую название эндоплазматической. Эндоплазматическая сеть - это сеть канальцев, ограниченных мембранами. Существует два типа эндоплазматической сети: гладкая и шероховатая. На мемб­ранах шероховатой эндоплазматической сети расположены рибосомы, поэтому в ней идёт синтез и транспорт белков. А гладкая эндоплазма­тическая сеть - это место синтеза и транспорта углеводов и липидов.

Для синтеза белков, углеводов и жиров необходима энергия, ко­торую вырабатывают энергетические станции клетки - митохонд­рии. Митохондрии - двухмембранные органеллы, в которых осу­ществляется процесс клеточного дыхания. На мембранах митохонд­рий окисляются пищевые продукты и накапливается химическая энергия в виде особых энергетических молекул.

В клетке имеется также место, где органические соединения мо­гут накапливаться и откуда они могут транспортироваться. Это ап­парат Гольджи - система плоских мембранных мешочков. Он при­нимает участие в транспорте белков, липидов, углеводов, обновле­нии плазматической мембраны. В аппарате Гольджи образуются также органеллы внутриклеточного пищеварения - лизосомы.

Лизосомы - одномембранные органеллы, характерные для кле­ток животных, содержащие ферменты, которые могут разрушать белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, липиды.

Все органеллы клетки работают совместно, принимая участие в процессах обмена веществ и энергии.

В клетке могут быть органеллы, не имеющие мембранного строения.

Цитоскелет - это опорно-двигательная система клетки, кото­рая включает в себя микрофиламенты, реснички, жгутики, клеточ­ный центр,

продуцирующий микротрубочки и центриоли.

Есть органеллы, характерные только для клеток растений,- пла­стиды.

Пластиды бывают трех типов: хлоропласты, хромопласты и лей­копласты. В хлоропластах, как вы уже знаете, идет процесс фото­синтеза. В растениях есть также вакуоли - это продукты жизнеде­ятельности клетки, которые являются резервуарами воды и раство­ренных в ней соединений. (см.рис.6,7,8)

рис.6

рис.7

рис.8

(обобщение учителя – до 1 мин.)

(Работа а парах с дидактическими карточками и рисунками )

Итоги изучения эукариотической клетки можно объединить в таблицу.

Органеллы эукариотической клетки

Название органеллы

Особенности строения

Биологические функции

Самая крупная двухмембранная органелла клетки

Является информационным центром клетки, отвечает за процессы хранения, измене­ния, передачи и реализации наследственной информации

Рибосомы

Немембранные органеллы, сферические структуры диаметром 20 нм. Это самые мелкие клеточные органеллы

На рибосомах происходит синтез белка в клетке

Шерохова­тая эндоплазматическая сеть

Система мембран, образующих канальцы и полости. На мембранах расположены рибосомы

Система синтеза и транс­порта белков

Гладкая эндоплазматическая сеть

Система мембран, образующих канальцы и полости. Рибосом на этих мембранах нет

Система синтеза и транс­порта углеводов и липидов

Аппарат Гольджи

Состоит из окружённых мембранами полостей, уло­женных в стопку

Место накопления, сорти­ровки, упаковки и дальней­шего транспорта веществ по клетке

Лизосомы (характерны для клеток животных)

Одномембранные органеллы, мелкие пузырьки, содержа­щие ферменты

Способны расщеплять белки, жиры, углеводы и нуклеиновые кислоты

Вакуоли (характерны для клеток растений)

Полости, окружённые мембра­ной

Резервуары воды и раство­ренных в ней соединений, поддерживают тургорное давление

Митохонд­рии

Двухмембранные органеллы

Обеспечивают процессы дыхания в клетке

Пластиды: хромоплас­ты, лейко­пласты, хлоропласты

Двухмембранные оргалеллы: лейкопласты - бесцветные, хлоропласты - зелёные, хромопласты - цветные (не зелёные)

В хлоропластах идёт процесс фотосинтеза, хромопласты обеспечивают различную окраску частей растений, а лейкопласты играют запасающую роль

Цитоскелет

Включает в себя немембранные органеллы: микрофиламенты, реснички и жгутики, клеточ­ный центр, продуцирующий микротрубочки и центриоли

Обеспечивает движение клетки, изменение формы клетки, изменение взаимо­расположения органелл внутри клетки

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

    укажите НА ДИДИКТИЧЕСКИХ КАРТОЧКАХ основные структурные элементы (органеллы) клеток растений и животных.

(работа в парах с дидактическими карточками)

(Образцы дидактических карточек:

V. Домашнее задание :

§ 25, 26 учебника (с. 100-107), - изучить; рисунки – рассмотреть.

§ 9, - повторить. Подготовиться к лабораторной работе.

УРОК 2 : «Строение прокариотической клетки».

Лабораторная работа : «Строение клеток прокариот и эукариот».

Цель урока : продолжить формирование у учащихся общего представления о строении клеток прокариот (в сравнении с эукариотами), об особенностях их функций в связи со строением.

Оборудование и материалы : схема строения прокариотической и эукариотической клеток; постоянные препараты клеток эпидермиса лука, эпителиальной ткани. Для лабораторной работы: световой микроскоп, покровные стекла, пинцеты, препаровальные иглы.

Базовые понятия и термины: органеллы, эукариоты, прокариоты, ядро, рибосо­мы, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, митохонд­рии, хлоропласты, плазматическая мембрана, мембранные органеллы, немембранные органеллы, клеточный центр.

Концепция урока: на основе знаний о клетках эукариот дать (в сравнении) информацию о более простых прокариотических клетках. Рассказать о прокариотах подробнее в связи с тем, что информации об этих организмах у школьников пока ещё не много.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА :

I. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности:

    Какие органеллы есть в любой клетке?

    Во всех ли клетках есть ядро?

    Какие функции выполняет в клетке ядро?

    Могут ли быть безъядерные клетки?

II. Изучение нового материала :

    Работа с таблицей.

Прокариоты – одноклеточные организмы, у которых нет оформленного ядра и многих других органелл. Но поскольку это живые организмы, то они должны выполнять все функции живого. Как? С помощью чего? Если у них нет тех органелл, которые характерны для эукариот, то как они без них обходятся? Отличия в характеристиках прокариот и эукариот видны по следующей таблице:

(Работа а парах с таблицами)

Характеристика

ЭУКАРИОТЫ

ПРОКАРИОТЫ

Размеры клеток

Диаметр до 40 мкм, объем клетки в 1000-10000 раз больше, чем у прокариот.

Диаметр в среднем составляет 0,5 – 5 мкм

Форма

Одноклеточные и многоклеточные

Одноклеточные

Наличие ядра

Есть оформленное ядро

Есть ядерная зона, в которой расположена кольцевая молекула ДНК, выполняющая роль информационного центра

Наличие рибосом

Имеются в цитоплазме и на шероховатой ЭПС

Есть только в цитоплазме, но гараздо меньшие по размерам

Где идет синтез и транспорт белка

В цитоплазме и на мембранах ЭПС

Только в цитоплазме

Как протекают процессы дыхания

Процесс аэробного дыхания протекает в митохондриях

Аэробное дыхание протекает на дыхательных мембранах, специальных органелл для этого процесса нет

Как протекает процесс фотосинтеза

В хлоропластах

Спецорганелл нет. У некоторых форм фотосинтез протекает на фотосинтетических мембранах

Способность к фиксации азота

Не способны к фиксации азота

Могут фиксировать азот

Строение клеточных стенок

У растений – целлюлоза, у грибов - хитин

Основной структурный компонент – муреин

Наличие органелл

Много. Одни двухмембранные, другие - одномембранные

Мало. Внутренние мембраны встречаются редко. Если они есть, то на них протекают процессы дыхания или фотосинтеза

Лабораторная работа: «Особенности строения клеток прокариот и эукариот».

ХОД РАБОТЫ:

    Подготовить микроскоп к работе.

    При малом увеличении рассмотреть постоянный препарат клеток (растений, грибов, животных). Затем перевести микроскоп на большое увеличение и рассмотреть препараты детальнее.

    Сравнить препараты между собой. Зарисовать увиденное.

Рассмотреть электронно-микроскопические фотографии клеток различных организмов. Найти на них клеточную стенку, плазматическую мембрану, ядро, ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, вакуоли.

4. Сделать вывод.

III . Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся :

    В чем основные отличия клеток эукариот и прокариот?

    В чем их сходство?

    Какие из клеток являются более древними?

    Какие функции выполняют в клетке: ядро, митохондрии, хлоропласты?

IV. Самостоятельная работа учащихся :

Назовите с помощью каких своих частей выполняют жизненные функции прокариотические клетки.

V. Домашнее задание :

§ 26, - учебника (с. 104-108), - повторить. Рисунок № 28 - рассмотреть и зарисовать.

Животные - это эукариотические гетеротрофные организмы. Их описано более 2,0 млн видов.

Царству Животные присущ ряд отличительных признаков:

1. Гетеротрофный тип питания. У большинства голозойное, у некоторых осмотрофное, фаго- и пиноцитоз. Некоторые миксотрофы (эвглена зелёная).
2. Специфические черты в организации животной клетки: не имеет клеточной стенки (поэтому может принимать различную форму), система вакуолей не развита, имеются центриоли, многие клетки снабжены ресничками или жгутиками, основное запасное вещество - гликоген.
3. Четыре типа тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная.
4. В основном подвижный образ жизни , что связано с развитием опорно-двигательной и нервной систем .
5. Имеются экскреторные органы и выделяются азотсодержащие продукты жизнедеятельности (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).
6. Для высших характерны сложные поведенческие реакции . Высокоорганизованные формы способны осуществлять процессы высшей нервной деятельности.
7. У большинства имеются нервная и гуморальная системы регуляции (у растений только гуморальная).
8. Имеется защитная (иммунная) система.
9. Рост диффузный (то есть рост всей поверхности, а не за счёт определённых ростовых точек) и ограниченный.
10. Жизненные циклы проще, чем у растений . Гаплоидная стадия представлена только гаметами (за исключением споровиков и фораминифер). Редукционное деление осуществляется непосредственно в процессе гаметогенеза.
Систематика. Царство Животные делят на два подцарства: Одноклеточные и Многоклеточные.
Подцарство Одноклеточные включает типы: Саркомастигофора (классы Саркодовые и Жгутиконосцы), Инфузории (класс Ресничные инфузории), Апикомплекса (класс Споровики).
Подцарство Многоклеточные включает типы: Кишечнополостные (классы Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы), Плоские черви (классы Сосальщики, Ленточные черви, Ресничные черви), Круглые черви (класс Собственно круглые черви, или Нематоды), Кольчатые черви (классы Малощетинковые, Многощетинковые и Пиявки), Моллюски (классы Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие), Членистоногие (классы Ракообразные, Паукообразные и Насекомые), Хордовые. Тип Хордовые делят на три подтипа: Оболочники (класс Асцидии), Бесчерепные (класс Ланцетники), Позвоночные (классы Хрящевые рыбы, Костные рыбы, Земноводные (Амфибии), Пресмыкающиеся (Рептилии), Птицы, Млекопитающие).

Подцарство простейшие (одноклеточные)

Общая характеристика

Тип Саркомастигофоры

Класс Корненожки (Саркодовые)

Тип Инфузории

Класс Ресничные инфузории

Тип кишенчнополостные

Общая характеристика

Известно около 9 тыс. видов кишечнополостных. Среда обитания - водная (морские водоёмы за исключением нескольких пресноводных видов). Образ жизни - свободноживущие: свободноплавающие или прикреплённые формы.
Систематика. Тип Кишечнополостные включает классы: Гидроидные, Сцифоидные и Коралловые полипы.
Строение. Для большинства кишечнополостных характерны две жизненные формы: прикреплённый полип и свободноплавающая медуза. У многих обе формы чередуются в течение жизненного цикла (полипы - бесполое поколение, медузы - половое).
Полип (прикреплённая форма) имеет вид вытянутого мешка, имеющего отверстие - рот, который окружён щупальцами и ведёт в гастральную (кишечную) полость.

Задний конец тела (подошва) фиксируется к субстрату. Прикреплённые формы могут быть как одиночные (гидра), так и колониальные (коралловые полипы).
Медуза (плавающая форма) имеет форму колокола, зонтика или блюдца, под сводом которого расположен рот, окружённый ротовыми лопастями. По краю купола располагаются щупальца. Плавающие формы всегда одиночные.
Размеры тела от 1 мм до 2 м. Кишечнополостные имеют лучистый (радиальный) тип симметрии , то есть через тело можно провести несколько плоскостей симметрии. Это двухслойные животные - их развитие происходит из двух зародышевых листков. Тело образовано двумя слоями клеток: наружным - эктодерма и внутренним - энтодерма . Между ними находится слой межклеточного студенистого вещества - мезоглея (у медуз и гидроидных полипов) или опорная пластинка, выполняющая функцию внутреннего скелета (у коралловых полипов). Коралловые полипы и колониальные гидроидные, кроме того, имеют наружный известковый или роговой скелет.
Клетки эктодермы и энтодермы дифференцированы по выполняемым функциям.
Клетки эктодермы. Эктодерма включает эпителиально-мускульные, стрекательные, нервные, промежуточные и половые клетки.
Клетки энтодермы. Энтодерма включает эпителиально-мускульные, железистые, нервные и половые клетки.
Эпителиально-мускульные клетки выстилают гастральную полость, имеют 2–5 жгутиков, мышечные волокна (располагаются перпендикулярно продольной оси тела), способны образовывать ложноножки. Обеспечивают движение воды в гастральной полости и внутриклеточное пищеварение.
Железистые клетки вырабатывают и выделяют в кишечную полость пищеварительные ферменты, обеспечивая полостное пищеварение.
Нервные клетки аналогичны нервным клеткам эктодермы.
Половые (у сцифомедуз) аналогичны половым клеткам эктодермы.
Движение осуществляется за счёт сокращения мышечных волокон эпителиально-мускульных клеток наружного и внутреннего слоёв тела. Сокращение продольных мышечных волокон клеток эктодермы приводит к укорочению тела и щупалец, сокращение поперечных волокон клеток энтодермы вытягивает тело в длину. У прикреплённых форм наиболее подвижны щупальца. Одиночные полипы (гидра) передвигаются «кувырканием», медузы - реактивным способом.
Раздражимость возможна благодаря примитивной нервной системе диффузного типа и осуществляется в виде элементарных рефлексов . Например, в ответ на укол иглой все тело гидры сжимается. Прикреплённые формы кишечнополостных не имеют развитых органов чувств, за исключением осязания. У подвижных форм есть органы зрения (глаза) и равновесия (статоцисты - мешочки с камешками из углекислой извести внутри).
Пищеварение. Большинство кишечнополостных активно захватывают пищу щупальцами. Для нападения используют стрекательные клетки, которые парализуют жертву. Пища через рот попадает в пищеварительную (гастральную) полость, где и происходит её переваривание. Различают два вида пищеварения: внутриклеточное и полостное. Внутриклеточное пищеварение осуществляется эпителиально-мускульными клетками энтодермы, захватывающими пищевые частицы путём эндоцитоза. Полостное пищеварение возможно благодаря ферментам, выделяемым в гастральную полость железистыми клетками. Непереваренные остатки из клеток выбрасываются в полость, откуда током воды удаляются через рот.
Дыхание и выделение продуктов обмена осуществляется всей поверхностью тела.
Регенерация - восстановление утраченных или повреждённых частей тела. Возможна благодаря размножению и дифференцировке промежуточных клеток.
Размножение. Большинство раздельнополые. Некоторые гидроидные - гермафродиты - имеют и яичники, и семенники. Характерно чередование бесполого и полового размножения. Бесполое размножение осуществляется путём почкования или стробиляции. Почкование - размножение путём образования на материнском организме почки - выроста, из которого образуется новая особь. Стробиляция - размножение путём множественных поперечных делений полипа на несколько частей. У примитивных гидроидных оплодотворение яйцеклетки происходит на материнском организме. Развитие прямое. У медуз и морских гидроидных половые клетки выделяются в воду, где и происходит оплодотворение. Развитие с метаморфозом, личинка - планула .
Происхождение и ароморфозы. К возникновению типа привели следующие ароморфозы: дифференцировка клеток и образование тканей, нервная система диффузного типа, полостное пищеварение.
Значение. Кишечнополостные являются важным звеном в цепях питания морских животных, способствуют очищению воды (биологические фильтраторы). Некоторые виды медуз ядовитые (цианея, крестовичок), некоторых используют в пищу. Коралловые полипы формируют уникальные экологические системы коралловых рифов. В то же время коралловые рифы и острова (атоллы) затрудняют судоходство. Из скелетов коралловых полипов формируются месторождения известняка, используемого в строительстве.

Класс Гидроидные

Жизненные формы - полипная (пресноводная гидра) или полипная и кратковременная медузная (обелия).
Пресноводная гидра. Среда обитания - пресные водоёмы. Свободноживущая, прикреплённая. Длина тела около 1 см. Тело состоит из мешкообразного туловища, подошвы и щупалец. Прикрепляется к субстрату подошвой. Тело двухслойно. Рот окружён щупальцами (5–12), которые служат для захвата пищи. Клетки эктодермы: эпителиально-мускульные, нервные, стрекательные, промежуточные, половые. Клетки энтодермы: эпителиально-мускульные, железистые и нервные. С помощью эпителиально-мускульных клеток организм способен совершать движение. Стрекательные клетки служат для защиты и нападения. Дыхание осуществляется всей поверхностью тела. Нервная система диффузного типа, состоит из разбросанных по всему телу нервных клеток. Развито осязание. Гастральная полость не имеет перегородок и каналов. Бесполое размножение (почкование) происходит летом. Половое размножение происходит осенью. В эктодерме формируются половые железы, где образуются гаметы (сперматозоиды со жгутиками и амебоидная яйцеклетка), оплодотворение происходит на теле материнской гидры. Медузоидная форма отсутствует. Развитие прямое.
Гидроидные полипы (обелия). Характерно чередование бесполого и полового поколений (метагенез). Бесполое поколение (полипы) образует колонии в виде дерева или кустика. Половое поколение - гидроидные медузы - образуются путём почкования как части колонии, в дальнейшем отделяются от неё и ведут свободный образ жизни. Размножение у гидроидных медуз половое. Осеменение наружное (половые клетки выделяются в воду). Развитие с метаморфозом (личинка - планула).

Класс Сцифоидные

Сцифоидные медуз ы (корнерот, цианея, гонионема). Обитают только в морях. Стадия медузы преобладает над стадией полипа. Медуза напоминает перевёрнутый и сильно сплющенный полип. Содержимое медузы представлено сильно развитой мезоглеей (содержит до 98% воды). По краю зонтика имеется скопление нервных клеток в виде ганглиев. Органы чувств: равновесия - статоцисты, зрения - глаза. Кишечная полость представлена системой сообщающихся каналов (4 радиальных и 1 кольцевой). Передвижение медуз в воде осуществляется по реактивному принципу за счёт выталкивания воды из-под купола при сокращении стенок зонтика. Раздельнополы. Характерно чередование поколений. Размножение полипа происходит стробиляцией - упорядоченным поперечным делением полипа на несколько частей. Половые клетки образуются в энтодерме. Из оплодотворённой яйцеклетки развивается личинка. После прикрепления к субстрату из неё развивается полип. Подрастая, полип начинает отпочковывать молодых медуз.

Класс Коралловые полипы

Коралловые полипы (актиния, роговой коралл, красный коралл). Существуют только в виде полипа. Обитают на мелководьях тропических морей. Встречаются одиночные (редко) и колониальные формы. Рот окружён либо восемью щупальцами (восьмилучевые кораллы), либо числом щупальцев, кратным шести (шестилучевые кораллы). Имеют наружный известковый или роговой скелет, образующийся из эктодермы, или внутренний скелет, образующийся в мезоглее. В цикле развития отсутствует медузоидная форма и чередование поколений. Размножение бесполое (почкование) и половое. Раздельнополые, половые клетки образуются в энтодерме. Развитие прямое или с метаморфозом (личинка - планула). Известковые скелеты колониальных форм образуют рифы и океанические острова.

Тип плоские черви

Общая характеристика

Класс Ресничные черви

Белая (молочная) планария. Питается водными беспозвоночными. Достигает в длину 25 мм. Тело уплощено, покрыто ресничками, задний конец заострён. На переднем конце имеет небольшие глазки и органы химического чувства. Внутреннее строение такое же, как и у всех представителей плоских червей.

Класс Сосальщики

Класс Ленточные черви

Бычий цепень. Размер 4–10 м. Форма тела - лентовидная. Отделы тела - головка, шейка, членики (до 1 тыс. и более). Головка имеет четыре присоски, шейка нерасчленённая, тело длинное лентовидное расчленённое. Пищеварительная система отсутствует. Дыхательная система отсутствует. Анаэроб. Нервная система развита слабо. Цепни - гермафродиты. В каждом членике имеются один яичник и множество семенников. Из кишечника человека (основной хозяин) выделяются членики, содержащие яйца. Вместе с травой они попадают в желудок коровы (промежуточный хозяин). Из яиц выходят шестикрючные личинки, которые проникают в кровеносные сосуды кишечника и затем в мышцы. Здесь личинки превращаются в финны (пузырёк с головкой цепня внутри). При употреблении непроваренного финнозного мяса человеком головка цепня прикрепляется к стенке и начинает продуцировать членики.
Эхинококк. Взрослая форма длиной до 6 мм. Состоит из 3–4 члеников, на головке имеет присоски и хоботок с венчиком крючьев. Членики не отделяются. Основной хозяин - собаки, волки, лисицы. У них цепень обитает в тонком кишечнике. Промежуточный - овцы, свиньи, козы, крупный рогатый скот, олени, человек. В промежуточном хозяине развивается стадия финны - пузырь с множеством головок. Пузыри развиваются в лёгких, печени, головном мозге, костях и имеют размеры с детскую голову. Заражение человека происходит при проглатывании яиц цепня, попавших на руки после контакта с собаками и дикими животными.

Тип круглые черви

Общая характеристика

Класс Нематоды (Собственно круглые черви)

Тип кольчатые черви

Общая характеристика

Строение. Двусторонняя симметрия тела. Размеры тела от 0,5 мм до 3 м. Тело подразделяется на головную лопасть, туловище и анальную лопасть. У многощетинковых обособлена голова с глазами, щупальцами и усиками. Тело сегментировано (внешняя и внутренняя сегментация). Туловище содержит от 5 до 800 одинаковых сегментов, имеющих форму колец.

Сегменты имеют одинаковое внешнее и внутреннее строение (метамерия) и выполняют сходные функции. Метамерное строение тела определяет высокую способность к регенерации.
Стенка тела образована кожно-мускульным мешком , состоящим из однослойного эпителия, покрытого тонкой кутикулой, двух слоёв гладких мышц: наружного кольцевого и внутреннего продольного, и однослойного эпителия вторичной полости тела. При сокращении кольцевых мышц тело червя становится длинным и тонким, при сокращении продольных мышц оно укорачивается и утолщается.
Органы движения - параподии (имеются у многощетинковых). Это выросты кожно-мускульного мешка на каждом сегменте с пучками щетинок. У малощетинковых сохраняются только пучки щетинок.
Полость тела вторичная - целом (имеет эпителиальную выстилку, покрывающую кожно-мускульный мешок изнутри и органы пищеварительной системы снаружи). У большинства представителей полость тела разделена поперечными перегородками, соответственно сегментам тела. Полостная жидкость является гидроскелетом и внутренней средой, она участвует в транспорте продуктов обмена, питательных веществ и половых продуктов.
Пищеварительная система состоит из трёх отделов: переднего (рот, мускулистая глотка, пищевод, зоб), среднего (трубчатый желудок и средняя кишка) и заднего (задняя кишка и анальное отверстие). Железы пищевода и средней кишки выделяют ферменты для переваривания пищи. Всасывание питательных веществ происходит в средней кишке.
Кровеносная система замкнутая. Имеется два главных сосуда: спинной и брюшной , соединённые в каждом сегменте кольцевидными сосудами. По спинному сосуду кровь движется от заднего конца тела к переднему, по брюшному - спереди назад. Движение крови осуществляется благодаря ритмичным сокращениям стенок спинного сосуда и кольцевых сосудов («сердца») в области глотки, имеющих толстые мышечные стенки. Кровь у многих красная.
Дыхание. У большинства кольчатых червей дыхание кожное. У многощетинковых имеются органы дыхания - перистые или листовидные жабры . Это видоизменённые спинные усики параподий или головной лопасти.
Выделительная система метанефридиального типа. Метанефридии имеют вид трубочек с воронками. По две в каждом сегменте. Воронка, окруженная ресничками, и извитые трубочки находятся в одном сегменте, а короткий каналец, открывающийся наружу отверстием - выделительной порой, в соседнем сегменте.
Нервная система представлена надглоточным и подглоточным узлами (ганглиями ), окологлоточным нервным кольцом (соединяет надглоточный и подглоточный ганглии) и брюшной нервной цепочкой , состоящей из парных нервных узлов в каждом сегменте, соединённых продольными и поперечными нервными стволами.
Органы чувств. У многощетинковых есть органы равновесия и зрения (2 или 4 глаза). Но у большинства имеются только отдельные обонятельные, осязательные, вкусовые и светочувствительные клетки.
Размножение и развитие. Почвенные и пресноводные формы в основном гермафродиты. Половые железы развиваются только в определённых сегментах. Осеменение внутреннее. Тип развития - прямой. Кроме полового размножения характерно и бесполое (почкование и фрагментация). Фрагментация осуществляется благодаря регенерации - восстановлению утраченных тканей и частей тела. Морские представители типа раздельнополые. Половые железы у них развиваются во всех или в определённых сегментах тела. Развитие с метаморфозом, личинка - трохофора .
Происхождение и ароморфозы. К возникновению типа привели следующие ароморфозы: органы движения, органы дыхания, замкнутая кровеносная система, вторичная полость тела, сегментация тела.
Значение. Дождевые черви улучшают структуру и повышают плодородие почвы. Океанический червь палоло употребляется в пищу человеком. Медицинские пиявки используются для кровопускания.

Класс Малощетинковые (Олигохеты)

Представители: дождевые черви, трубочники и др. Большинство малощетинковых обитает в почве и пресных водах. Детритофаги - питаются полуразложившимися остатками растений и животных. Параподии отсутствуют. Щетинки отходят непосредственно от стенки тела. Головная лопасть выражена слабо. Органы чувств часто отсутствуют, но имеются обонятельные, осязательные, вкусовые, светочувствительные клетки. Гермафродиты. Осеменение внутреннее, перекрёстное. Развитие прямое, проходит в коконе, который после оплодотворения образуется на теле червя в виде пояска, а затем сползает с него.
Огромна роль дождевых червей в почвообразовании. Они способствуют накоплению гумуса и улучшают структуру почвы, тем самым повышая плодородие почвы.

Класс Многощетинковые (Полихеты)

Класс Пиявки

Тип моллюски

Общая характеристика

Описано свыше 130 тыс. видов. По числу видов моллюски занимают второе место после членистоногих. Среда обитания: морские и пресные водоёмы, влажные места суши. Большинство моллюсков являются свободноживущими. Первичноротые. Развиваются из трёх зародышевых листков. Ведут малоподвижный образ жизни.

Систематика. Тип Моллюски включает классы: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Строение. Моллюски (мягкотелые) имеют мягкое несегментированное тело. Большинство двустороннесимметричные, а брюхоногие - асимметричные. Размеры тела от 2–3 мм до 18 м.
Отделы тела. Тело разделено на голову, ногу, туловище

У двустворчатых голова отсутствует. Нога - это мускулистый вырост брюшной стенки тела, который служит для передвижения. Туловище содержит внутренние органы, на голове расположены рот и органы чувств.
Тело моллюска, как правило, покрыто раковиной . Она может быть цельной, двустворчатой, пластинчатой. У некоторых раковина редуцирована (слизни, головоногие). Раковина выполняет защитную функцию и роль наружного скелета. Обычно она состоит из трёх слоёв: наружного - органического (рогового), среднего - известкового, внутреннего - перламутрового (фарфорового). Раковина образуется из веществ, выделяемых мантией. Мантия - складка кожи, полностью или частично покрывающая тело моллюска.
Между мантией и телом моллюска находится мантийная полость . В ней располагаются органы дыхания и химического чувства и открываются пищеварительная, выделительная и половая системы. С внешней средой мантийная полость сообщается сифонами (у водных форм) или дыхательными отверстиями (у наземных).
Полость тела вторичная, редуцированная во взрослом состоянии. Её остатки - околосердечная сумка и полости половых желёз. Промежутки между органами заполнены соединительной тканью - паренхимой .
Пищеварительная система имеет три отдела: передний (ротовая полость, глотка, пищевод), средний (желудок, средняя кишка) и задний (задняя кишка, анальное отверстие). Имеются печень, слюнные железы (у многих). В ротовой полости расположены роговые челюсти. В глотке находится язык (тёрка , или радула ), покрытый зубчиками. Задняя кишка открывается в мантийную полость. Моллюски питаются растительной и животной пищей. Они активно её заглатывают или пассивно фильтруют воду.
Кровеносная система незамкнутая. Сердце расположено в около-сердечной сумке и имеет 1 желудочек и 1–2 или 4 предсердия. Кровь поступает в сосуды, а затем в промежутки между органами - лакуны . Она омывает органы, затем собирается в сосуды, идущие к органам дыхания, а оттуда - к сердцу. Кровь чаще бесцветная, иногда содержит вещество, близкое по структуре к гемоглобину.
Дыхательная система. У водных форм - кожные жабры (складки мантии), у наземных форм - лёгкое (карман мантии) с дыхательным отверстием.
Органы выделения - почки (видоизменённые метанефридии). Они открываются одним концом в околосердечную сумку, другим - в мантийную полость.
Нервная система диффузно-узлового типа . Она состоит из нервных узлов, находящихся в разных частях тела и соединённых между собой нервными стволами.
Органы чувств представлены органами зрения (глазами), осязания, равновесия и химического чувства.
Размножение и развитие. Встречаются и раздельнополые, и гермафродиты. Размножение половое. Половые железы (семенники и яичники) парные. Осеменение наружное или внутреннее. Развитие прямое (у головоногих и некоторых брюхоногих) или с метаморфозом (у двустворчатых и некоторых брюхоногих). Личинка - парусник (у брюхоногих) или глохидий (у двустворчатых).
Передвигаются моллюски при помощи ноги (волнообразные сокращения мышц) или реактивно (выталкивание воды при резком закрытии раковины или через воронку из мантийной полости).
Происхождение и ароморфозы. Моллюски произошли от кольчатых червей. К возникновению типа привели следующие ароморфозы: разделение тела на отделы; появление сердца, почки, печени.

Класс Брюхоногие

Представители: виноградные улитки, прудовики, катушки, слизни, рапаны и др. Среда обитания водная и наземно-воздушная. Обитают в пресных водоёмах, морях, сырых местах суши.
Характерной чертой является асимметричность строения, обусловленная редукцией органов правой и преимущественным развитием органов левой стороны. Раковина цельная спирально закрученная или редуцированная (у слизней). Мантия покрывает тело частично, образуя так называемое лёгкое с дыхательным отверстием. Во рту имеется тёрка, образованная роговыми зубчиками. На голове находятся одна или две пары щупалец. У их основания или на концах первой пары располагаются глаза. Встречаются как растительноядные улитки (питаются, соскабливая водоросли или ткани высших растений, - прудовик, катушка, виноградная улитка), так и хищные формы (рапаны поедают мидий, устриц).
Значение. Виноградных улиток человек использует в пищу. Многие брюхоногие являются вредителями сельскохозяйственных растений (слизни, виноградные улитки и др.). Малый прудовик служит промежуточным хозяином печёночного сосальщика. Хищные улитки (рапаны) наносят вред устричным и мидиевым поселениям.

Класс Двустворчатые

Класс Головоногие

Представители: осьминоги, кальмары, каракатицы и др. Высокоорганизованные моллюски. Обитают в основном в тёплых морях и океанах. Все хищники. Характерен реактивный способ движения.
Тело состоит из головы и туловища. Нога преобразована в щупальца (руки) , окружающие ротовое отверстие. Раковина внутренняя, часто редуцированная или отсутствует. Имеется хрящевой «череп» и две толстые роговые челюсти (клюв) , которыми захватывается и измельчается пища. У головоногих две пары слюнных желёз, выделения одной из них могут быть ядовитыми. Кровеносная система обычно замкнутая. Сердце имеет 1 желудочек и 4 предсердия. В заднюю кишку открывается проток чернильной железы . Мозг имеет сложное строение. Пара крупных глаз очень схожа по строению с глазами млекопитающих. Головоногие раздельнополы, размножаются, как правило, один раз в жизни. Развитие прямое.
Значение. Объект промысла (каракатицы, кальмары, осьминоги). Источник фармацевтического сырья. Из секрета чернильного мешка каракатиц и кальмаров получают китайскую тушь и акварельную краску сепию.

Тип членистоногие

Общая характеристика

Покровы тела представлены кутикулой и гиподермой . Кожно-мускульный мешок, свойственный предыдущим группам, редуцируется, что связано с наличием плотного наружного покрова. Кутикула образована хитином. Хитин может быть пропитан солями извести (панцирь высших ракообразных) или белками (насекомые). Хитиновый покров выполняет защитную функцию - защищает от высыхания и механических воздействий. Благодаря нему членистоногие первыми из животных заселили сушу. Кроме того, хитиновый покров является наружным скелетом - к его внутренней поверхности прикрепляются пучки поперечно-полосатой мускулатуры. Появление этого типа мускулатуры обеспечило увеличение подвижности. Хитиновый покров нерастяжим, поэтому рост членистоногих сопровождается линькой .
Органы движения. У примитивных членистоногих каждый членик тела имеет пару членистых конечностей . Конечности подвижно соединены с телом суставами. В процессе эволюции часть конечностей была утрачена, другие специализировались для выполнения определённой функции и преобразовались в органы чувств, ротовые органы, ходильные и плавательные конечности, жабры, паутинные бородавки и др.
Полость тела смешанная - миксоцель . Она образуется при слиянии участков первичной и вторичной полости.
Пищеварительная система имеет три отдела - передний (рот, глотка, пищевод, иногда зоб), средний (желудок, средняя кишка) и задний (задняя кишка и анальное отверстие). Передний и задний отделы имеют кутикулярную выстилку. Имеются печень и слюнные железы. Появляется сложноустроенный ротовой аппарат из видоизменённых передних конечностей. Он специализирован к определённому виду пищи (грызущий, лижущий, сосущий, колюще-сосущий и др.).
Кровеносная система незамкнутая. Имеется сердце , расположенное на спинной стороне тела. По сосудам циркулирует гемолимфа. Это бесцветная жидкость, которая имеет двойную природу: частично соответствует крови, частично - полостной жидкости. Из сосудов гемолимфа изливается в полость тела и омывает внутренние органы. Затем она вновь поступает в сосуды и сердце.
Дыхательная система. У первичноводных членистоногих имеются жабры , у наземных - лёгочные мешки и трахеи (хитиновые трубочки, пронизывающие всё тело).
Выделительная система представлена видоизменёнными метанефридиями (зелёные и коксальные железы ), жировым телом (почка накопления) или мальпигиевыми сосудами (выросты кишечника). У ракообразных присутствуют зелёные железы, у паукообразных - мальпигиевые сосуды и коксальные железы, у насекомых - мальпигиевые сосуды и жировое тело.
Нервная система состоит из надглоточного и подглоточного нервных узлов (ганглиев), соединённых нервными тяжами в окологлоточное кольцо, и брюшной нервной цепочки.
Органы чувств: зрения, вкуса, осязания, обоняния, слуха и равновесия.
Размножение и развитие. Как правило, раздельнополы. Хорошо выражен половой диморфизм. У самки яичники и яйцеводы, у самца семенник, семяпровод и семяизвергательный канал. Размножение только половое, встречаются партеногенез и живорождение. Развитие может быть прямое, с полным или неполным метаморфозом. Рост возможен только при периодической линьке - сбрасывании старой кутикулы и образовании новой.
Происхождение и ароморфозы. Членистоногие произошли от древних морских кольчатых червей. К возникновению типа привели следующие ароморфозы: возникновение наружного скелета, членистых конечностей, поперечно-полосатой мускулатуры.

Класс Ракообразные

Конечности. Головогрудь и брюшко состоят из неодинаковых сегментов, каждому из которых соответствует пара членистых конечностей, специализированных к выполнению определённой функции. Речной рак имеет следующие конечности: сегменты головогруди несут 13 пар конечностей: антеннулы (органы обоняния), антенны (органы осязания), верхние челюсти и 2 пары нижних челюстей (измельчение пищи); 3 пары ногочелюстей (подача пищи в рот) и 5 пар ходильных ног (передвижение), 1-я пара ходильных ног преобразована в клешни (защита и нападение); на брюшке 6 пар конечностей: 5 пар плавательных ног (у самца 1-я и 2-я пары - совокупительный орган, у самки плавательные ножки удерживают яйца и детёнышей), конечности 6-й пары вместе с 7-м сегментом брюшка образуют хвостовой плавник.


Одноклеточные (простейшие, лат – Protozoa) - организмы, тело которых состоит из одной клетки, будучи вместе с тем самостоятельным целостным организмом со всеми присущими ему функциями. По уровню организации одноклеточные относятся к прокариотам (бактерии, археи) и эукариотам (некоторые водоросли, простейшие, грибы).







В отличие от клеток многоклеточного организма у одноклеточных есть органоиды специального назначения. Это органоиды движения – ложноножки – псевдоподии; жгутики, реснички. Имеются и органоиды осморегуляции – сократительные вакуоли. Есть специализированные органоиды, обеспечивающие раздражимость.




Жгутиковые Организмы с вытянутым овальным или грушевидном телом, составляют класс жгутиковых, их около 1000 видов. Органеллы движения – жгутики, которых у различных представителей класса может быть от 1 до 8 и более. Размножение происходит чаще всего путем деления надвое: обычно одна особь дает начало двум дочерним.


Саркодовые Класс включает разнообразных водных одноклеточных: амеб, солнечников, лучевиков. Среди амеб, кроме форм, не имеющих скелета или раковинки. Саркодовые характеризуются непостоян ной формой тела. Дыхание осуществляется всей его поверхностью. Питание – гетеротрофное. Размножение – бесполое, существует также половой процесс.






Значение Положительное: 1. Звено в цепи питания 2. Поддержание плодородия почв 3. Остатки мёртвых растений и животных, опускающих на дно, подбирают донные простейшие. 4. Переваривание целлюлозы в организме растительноядных животных 5. Скелеты простейших составляют основу осадочных горных пород



В зависимости от происхождения и строения тела животных классифицирует организмы на два подцарства – одноклеточные и многоклеточные животные.

Характерные признаки представителей подцарства одноклеточные являетсято, что они состоят из одной клетки, ткани отсутствуют. Имеются специализированные органеллы: клеточный рот, сократительные вакуоли. Представлены автотрофы и гетеротрофы. Размножаются делением надвое или половым путем; при половом размножении все тело простейшего распадается на гаметы. Они обитают преимущественно во влажной среде: в пресных водах и в морях, в болотах и во влажной почве.

Рассмотрим особенности биологии и значение 4 наиболее известных классов одноклеточных: жгутиковые, корненожки, инфузории, споровики.

Тело представителей Типаинфузории покрыто пелликулой, предающей телу постоянную форму. Передвигаются с помощью ресничек. В цитоплазме расположено два ядра: генеративное (мелкое) и вегетативное (крупное). Наиболее известные виды: инфузория-туфелька, инфузория-трубач.

Разнообразие многоклеточных животных

Для большинства представителей подцарства многоклеточные характерно наличие тканей. Представлены все типы гетеротрофного питания. Размножение преимущественно половое. Водные и истинно наземные формы, способные существовать вне воды. Охарактеризуем кратко наиболее важные типы многоклеточных животных.

Тип губки – наиболее примитивные многоклеточные. Это главным образом морские животные, прикрепленные ко дну и подводным предметам. В природе играют существенную роль как биофильтры воды.

Тип кишечнополостные – двуслойные многоклеточные животные: стенка тела состоит из двух слоев клеток – наружного (эктодермы) и внутреннего (энтодермы). Появились примитивные ткани. Одна полость тела. Единственное отверстие для заглатывания пищи и выделения. В строении тела выражена радиальная симметрия. Нервная система представляет собой сеть. Бесполое размножение путем почкования. При половом размножении образуется подвижная личинка.

Встречаются прикрепленные формы-полипы, которые могут быть одиночными или колониальными; имеются свободноплавающие одиночные формы – медузы. Это гидры, медузы, полипы, парусники, сифонофоры, актинии, кораллы и др.

Образуют значительную массу морского зоопланктона. Коралловые полипы формируют среду для наиболее продуктивного тропического морского сообщества – коралловых рифов. Встречаются ядовитые виды медуз.

Классреснитчатые – водные, свободноживущиечерви. Тело нежное, мягкое, имеет листовидную форму. Присоски отсутствуют, тело покрыто ресничками. Имеется кишка. У взрослых особей имеются органы чувств. Простой жизненный цикл. Пример: планария.

Тип кольчатые черви. Включает около 9 тыс. видов, обладающих более сложной организацией, чем представители других типов червей. Ярко выражена сегментация тела. Центральная нервная система образует «головной мозг». Имеется замкнутая кровеносная система, с «сердцами», кровь красная. К ним относятся трубочник, земляной червяк, дождевой червь, пиявки.

Типмоллюски насчитывают до 130 тыс. видов. Это обитатели соленых и пресноводных водоемов. Тело состоит из головы, ноги и туловища. Наружные покровы мягкие, образуют вокруг тела складку-мантию, которая секретирует раковину. Имеется сердце, незамкнутая кровеносная система. Обычно откладывают яйца. Большинство моллюсков выполняют важную роль биофильтраторов воды. Наиболее важны представители трех классов. Класс брюхоногие(катушка, прудовик, улитка, слизень). Класс двустворчатые(жемчужница, морской гребешок, мидия, устрица). Класс головоногие(каракатица, кальмар, осьминог).

Тип членистоногие. Сегментированные животные двусторонне-симметричные. Целом в значительной степени редуцирован. Центральная нервная система состоит из парных околоротовых узлов, соединенных с брюшной нервной цепочкой; брюшная нервная цепочка объединяет расположенные посегментно узлы и нервы. Выделяют хитиновый внешний скелет. Каждый сегмент несет, как правило, по паре членистых конечностей, выполняющих функции движения, добычи пищи или восприятия раздражения. Сердце находится на спинной стороне, кровеносная система незамкнутая. Многообразие личиночных форм у различных представителей типа. Наиболее важны представители трех классов. Класс ракообразные (циклоп, мокрица, креветка, омар). Класс паукообразные (таежный клещ, каракурт, паук-крестовик). Класс насекомые (муравей, пчела, стрекоза, саранча).

Что еще почитать