Виды синквейна с примерами. Синквейн – эффективный приём технологии развития критического мышления. Что такое синквейн

В начале 20-ого века американская поэтесса Аделаида Крэпси разработала новую форму стихотворения, состоящего из пяти строк – синквейн. С тех пор прошло много времени, и сегодня появилось множество видов синквейнов, о которых и пойдет речь ниже.

Традиционный

Форма стихотворения, состоящая из пяти строк и основанная на подсчете слогов в каждой строчке. Его структура выглядит так: 2-4-6-8-2. То есть, в первой строчке должно быть слово или фраза из двух слогов, во второй – из четырех, в третьей – из шести и так далее. Традиционный синквейн может быть как рифмованный, так и нет.

В качестве примера можно привести произведения Ирины Янаковой:

Бог дал
Вороне сыр,
Польстилась та на лесть
Не надо разевать свой рот
Зазря.

Вчера
Зал опустел,
Когда свои стихи
На сцене с выраженьем ты
Читал.

Обратный

Пятистрочная форма только с обратной последовательностью стихов. То есть, в первой строке – слово или фраза из двух слогов, во второй – из восьми, третьей – из шести и т.д. Структура такова: 2-8-6-4-2.

Пример такого синквейна от Ариэля Дороро:

Прямо
Предстаёт гроза пред нами
Превращая в реку
Автострады
Вектор

Зеркальный

Стихотворная форма из двух пятистрочных строф, где первая строфа – это традиционный синквейн, а вторая – обратный.

Пример от того же Ариэля Дороро:

Грозен
Грома грохот
Будто в тучах порох
Взорван искрой метеора
Просто
Скоро
Небо станет чёрным морем
Даже жабры эха
Пахнут рыбьим
Смехом

Синквейн-бабочка

Форма стихотворения, состоящая из девяти строк со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2.

И вновь пример от талантливейшего Ариэля Дороро:

В диком
Странном танце
Как протуберанцы
Скачут молнии-скелеты
Это
Видно из пучины Леты
Атлантиды бесы
Вышли шпарить
Мессу

Корона синквейнов

Завершенное стихотворение, состоящее из пяти традиционных синквейнов.

Пример от Алены Тимаковой:

Весь день
Упрямый дождь
Стучит в мое окно.
Какой однообразный блюз.
Курю…

Асфальт
Промок насквозь
И выключают свет
Заплаканные, серые
Дома.

Вчера
Ты позвонил.
Ты был немного пьян
И виновато мне сказал:
“Люблю“…

Шаги.
Открою дверь.
И сердце, словно мяч,
Готово в руки выпрыгнуть
Твои.

Молчи…
Закрой глаза…
Мы будем слушать дождь
И к музыке придумывать
Слова…

Гирлянда синквейнов

Наикрасивейшая вариация, как нам кажется. Состоит из короны синквейнов с добавлением к ней шестого синквейна, у которого первая строчка взята из первого, вторая из второго, третья из третьего синквейна и т.д.

Пример от Юлии Зайцевой:

Полночь.
Сон не идёт.
Открытое окно.
Вглядываясь в звёздную пыль,
Верю,

Что там,
В лунном свете,
Живёт Маленький Принц
И тоже разглядывает
Небо.

Видит:
Там, у окна,-
Одинокая тень.
Крикнет: “Цветок, ты ли это?!“
В ответ

Кивну
И рассмеюсь
Легко и беспечно…
“Как, всё-таки, хорошо, что
Этой

Ночью
Мы встретились!
Я счастлив оттого,
Что ты и впрямь существуешь,
Ты есть…“

Полночь.
В лунном свете
Одинокая тень…
Как всё-таки хорошо, что
Ты есть.

Дидактический

В отличие от предыдущих видов, в этой пятистрочной форме текст основывается не на слоговой зависимости, а на смысловой и синтаксической заданности для каждой строчки.

Первая строка – одно существительное или местоимение, выражающее главную тему синквейна.

Вторая строка – два прилагательных или причастия, описывающие признаки и свойства выбранной темы.

Третья строка – три глагола или деепричастия, описывающие действия в рамках темы.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая отношение автора к описываемому предмету.

Пятая строка — одно слово-резюме, описывающее суть предмета.

Строгое соблюдение правил написания дидактического синквейна не обязательно. Например, в четвёртой строчке можно использовать три, пять или шесть слов, а в пятой – два слова.

Пример синквейна на тему «Дом»:

Дом.
Красивый, дорогой.
Строится, сдается, продается.
Кто-то в нем живет.
Здание.

Учащиеся 4 класса МБОУ СОШ №1

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Панина Лидия Владимировна

МБОУ СОШ №1 г. Павлово

Учитель высшей квалификационной категории

Создание синквейнов в начальной школе (синквейны учащихся

4 класса). Система развивающего обучения Л.В.Занкова .

Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.

Слово “ синквейн ” происходит от французского слова, которое означает пятистрочье . Таким образом, синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

  • Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).
  • Вторая строка . 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).
  • Третья строка . 3 слова – действия (глаголы).
  • Четвертая строка . Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)
  • Пятая строка . 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.

Универсальность этого приема поражает. Он нравится всем учащимся. Я использую синквейн на разных этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии. Мы пишем синквейны, когда изучаем образы героев, говорим о нравственности, о долге, чести. Это дает учащимся возможность сказать то, что они думают, а мне понять насколько глубоко ребенок видит и понимает проблему, о которой мы говорим. Составляя синквейн, учащиеся реализуют свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п. Правильно составленный синквейн имеет ярко выраженную эмоциональную окраску.

Как работать с синквейнами.

Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Анализ неполного синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Составление синквейнов в группах с последующим конкурсом на лучший синквейн.

Написание рассказа по синквейну с заданиями творческого характера.

Синквейны по литературному чтению .

С. Чёрный « Дневник фокса Микки»(Литературное чтение, Н.А.Чуракова,4класс.

1. Дружба.

2. Честная, крепкая.

3. Доверять, понимать, помогать.

4. Друзья познаются в беде.

5. Доверие. (Серов Виктор)

  1. Дружба.
  2. Верная, честная.
  3. Укрепляет, сплачивает, обязывает.
  4. Дружба нужна каждому человеку.
  5. Привязанность. (Рудакова Мария)
  1. Дружба.
  2. Нужная, неразлучная.
  3. Понять, защитить, не предать.
  4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
  5. Товарищество. (Чигирёв Егор)

М. Метерлинк « Синяя птица», Литературное чтение, Н. А. Чуракова,4класс.

1 . Будущее .

2. Счастливое, богатое.

3. Задуматься, работать, создать.

4. Будущее надо строить самому.

5. Счастье. (Силантьев Александр)

  1. Будущее.
  2. Информационное, межпланетное,
  3. Предвидеть, предугадать, тревожиться.
  4. О будущем надо задуматься.
  5. Неизвестность. (Малюгина Наталья)

Победители конкурса математических синквейнов (в рамках проведения «Недели Математики» в начальной школе)

  1. Математика.
  2. Познавательная, великая.
  3. Открывает, развивает, учит мыслить.
  4. Думать, решать - много знать.
  5. Царица наук. (Сорокина Алина)
  1. Математика.
  2. Сложная, занимательная.
  1. Считать, думать, мыслить.
  2. Гимнастика для ума.
  3. Арифметика. (Смакаева Ксения)

Стихи-синквейны, возникшие под влиянием традиционных японских поэтических миниатюр, показали себя как замечательное дидактическое средство для развития образной речи. Полезны синквейны и в качестве метода оценки понятийного и словарного запаса детей.

Опытом использования этих специфицеских стихов-«нескладушек» (без рифмы) делятся Ваши коллеги в публикациях этого раздела. Здесь можно найти правила составления синквейнов с детьми, конспекты занятий по их сочинению и конкретные примеры, «что в итоге получилось». Посмотрите, каким образом можно использовать синквейны при изучении самых разных лексических тем, при закреплении пройденного материала. И просто так, для развлечения.

Рифма – не самоцель. Главное – смысл.

Содержится в разделах:
  • Развитие речи. Речевое развитие детей дошкольного возраста

Показаны публикации 1-10 из 167 .
Все разделы | Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны»

Мастер-класс «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Мастер-класс Тема : «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» - Добрый день, уважаемые коллеги! Рада видеть вас на своем мастер-классе по теме «Синквейн в развитии образной речи детей старшего дошкольного возраста» Каждому из вас знакомы строки из...

Мастер-класс для педагогов «Использование технологии «синквейн» в развитии дошкольников» Цель мастер-класса : Ознакомление педагогов с технологией "Синквейн ", обеспечивающей развитие познавательно - речевых способностей дошкольников. Задачи : Обучающие : Раскрыть актуальность технологии как одной разновидности работы с детьми по речевому развитию; Дать рекомендации...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с ОВЗ

Публикация «Дидактический синквейн как инновационная технология, применяемая в...» Семинар- практикум для педагогов ДОУ. Кто ясно мыслит - тот ясно излагает. Античная погово рка В современном мире активно происходят процессы модернизации образования. Современная дошкольная педагогика не может оставаться в стороне от происходящих процессов. Речь – важнейшее...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Задачи: активизировать, уточнять и обогащать словарный запас по теме «Транспорт».Побуждать детей к активной и выразительной речи; учить работать со схемой «синквейна». Учиться правильно понимать и задавать вопросы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение,...

Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Введение Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст) научиться работать...

Развитие речи дошкольников «Профессии» с использованием инновационной технологии «синквейн» Цель: Развитие связной речи дошкольников. Задачи: 1. Формировать умения строить предложения, описательный рассказ, высказывать собственное мнение, думать, рассуждать. 1. Закреплять знания о профессиях, их признаках, их действиях. 2. Развивать зрительное внимание, память,...

Синквейн. Составление, примеры, занятия на тему «Сочиняем стихи - синквейны» - Синквейн, диаманта, рифмованные двустишия в работе по коррекции речевых нарушений у дошкольников


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделил речевое развитие в отдельную образовательную область, так как хорошо сформированная устная речь является важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка. Требования Стандарта к...

Конспект ООД с использованием метода «синквейн» в старшей группе компенсирующей направленности «Защитники Отечества» Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по развитию речи с использованием метода «синквейн». Тема: «Защитники Отечества» Зада чи: 1.Закрепить знания детей по теме «Защитники Отечества» 2.Продолжать учить детей подбирать признаки и действия к объектам....

История возникновения

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной .

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Примечания

Ссылки

  • Примеры синквейнов: Упражнение «Синквейн - „Толерантность“» и Составление синквейнов - в разделе Психологических упражнений для тренингов на TrePsy.net.
  • Cinquain . (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Синквейн" в других словарях:

    Это статья о японской поэзии, об операционной системе см. Haiku. Эту страницу предлагается переименовать в Хайку (Хокку). Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К переименованию/19 декабря 2012. Возможно, её текущее… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Танка (значения). Танка (яп. 短歌 танка?, «короткая песня») 31 слоговая пятистрочная японская стихотворная форма (основной вид японской феодальной лирической поэзии), являющаяся разновидностью … Википедия

Если столкнулись с диковинным словом «синквейн», когда речь заходит о новых методах обучения, и хотите узнать об этом больше, тогда эта статья поможет. Разъясним, что такое синквейн, как реализовать этот метод и каких результатов ожидать.

Синквейн: что это такое

Человек будущего - это человек творческий. Формирование такой личности начинается с младых ногтей - раннего дошкольного и младшего школьного возраста. Для этих целей в современной школе применяют метод сложения малых стихотворных форм - синквейн.

Многие родители с удивлением обнаруживают, что учителя в школе дают детям задание составить небольшое стихотворение со значением. Причем тема может быть разная - от математических правил и принципов до географических понятий и категорий природоведения.

Что же это такое? Синквейн - это самостоятельно составленное ребенком пятистрочное нерифмованное стихотворение, в котором кратко, но емко излагается суть какой-то проблемы, темы или понятия.

Этот метод сформировался в американской педагогической системе еще в начале ХХ века. Его родоначальницей считают Аделаиду Крэпси.

Оценив глубокий смысловой потенциал японских стихотворных форм хайку и танка, она предложила детям испытать этот принцип, чтобы выразить свое понимание сути явлений окружающего мира.

Синквейны - это информационный синтез ключевых определений того или иного феномена.

Вот какой дидактический и развивающий потенциал имеет эта форма обучения и контроля знаний:

  1. Формирует аналитический подход ребенка к информации. Заставляет мыслить, сопоставлять, делать выводы, а не просто получать и воспроизводить сведения.
  2. Учит синтезировать знания. Чтобы открыть суть явления, следует изучить, вычленить и объединить его отличительные признаки.
  3. Развивает устную и письменную речь, учит кратко, четко и осмысленно формировать и выражать мысль.

Этот метод применяют на этапе обобщения и уточнения выученного.

Синквейну подвластны не только филологически сориентированные предметы, но и сфера природных наук.

Как правильно составить синквейн

Во многих описаниях синквейна присутствует такой его признак, как стихотворная форма.

Отметим, что в данном случае это понятие условное, поскольку один из признаков поэтического произведения - рифма - игнорируется. Сохраняется только ритм.

У синквейна есть несколько правил составления:

  • В стихотворении должно быть 5 строк.
  • Текст строится по принципу неправильного ромба или елочки:

Примечание. Допускается отступление от этого правила, если того требует содержание. Ему отдается предпочтение.

  • Каждая строка имеет свою форму выражения содержания.

Вот по какому принципу воплощается тема в синквейне:

Тема - существительное или местоимение.

Характеристики предмета рассуждения - прилагательные или причастия.

Действие предмета - глаголы или их формы (деепричастие).

Личное мнение или промежуточный вывод - 4 слова, объединенные в словосочетания или предложения.

Общий вывод - одно слово, выражающее суть размышлений.

Важно, чтобы в синквейне было воплощено информационно важное и содержательное сообщение, а не пустой набор слов.

Поэтому допускаются некоторые отклонения от формы, но только те, что обоснованы логикой размышлений.

Синквейн: примеры

Чтобы понять, что это за особая форма передачи информации, изучите варианты стихотворений.

Убедитесь, что несложно составить синквейн. Примеры в этом помогут:

Вариант 1.

Книга.

Добрая и яркая.

Успокоит, научит, откроет.

Новый мир подарит мне.

Знание.

Вариант 2.

Бабушка.

Ласковая и мудрая.

Обнимет, расскажет, улыбнется.

Уютно дома у нее.

Семья.

Вариант 3.

Озеро.

Теплое, голубое.

Люблю купаться в синей воде.

Лучший отдых.

Каникулы.

Вариант 4.

Машина.

Гремучая и страшная.

Несется по дороге.

Не играй у дороги.

Безопасность.

Вариант 5.

Мягкий и пушистый.

Поглажу его рукой.

Искра мелькнула в шерсти.

Электричество.

В составлении синквейна главное - давать волю фантазии, уметь выделить что-то самое важное в том или ином объекте.

Чтобы это сделать, одних бытовых наблюдений недостаточно, нужны знания, которые подкреплены эмоциональным опытом.

Научите своих детей составлять такие стихотворения. Им очень понравится по-новому открывать для себя мир.

Что еще почитать