Сан самочувствие активность настроение доскин. Анализ полученных данных по методики сан. Как происходит обработка данных

Тест "Опросник САН (самочувствие, активность, настроение)"

Вместе с тестом Спилбергера нами был проведен тест САН (Самочувствие, активность, настроение) для лучшего понимая причин тревожности у учащихся старших классов. Данные виды тестирований часто проводятся вместе (независимо друг от друга) для лучшего понимания возникновения повышенной ситуативной тревожности.

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторяемость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке результатов все вышеперечисленные индексы перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла, и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (необходимо учитывать, что полюса шкалы постоянно изменяются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По таким "переведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Таблица 2.

Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

Пассивный

Активный

Малоподвижный

Подвижный

грустный

Хорошее настроение

Плохое настроение

Работоспособный

Разбитый

Полный сил

Обессиленный

Медлительны

Бездеятельный

Деятельный

Счастливый

Несчастный

Жизнерадостный

Напряженный

Расслабленный

Здоровый

Безучастный

Увлеченный

Равнодушный

Взволнованный

Восторженный

Радостный

Печальный

Отдохнувший

Уставший

Изнуренный

Сонливый

Возбужденный

Желание отдохнуть

Желание работать

Спокойный

Озабоченный

Оптимистичный

Пессимистичный

Выносливый

Утомляемый

Соображать трудно

Соображать легко

Рассеянный

Внимательный

Полный надежд

Разочарованный

Довольный

Недовольный

Ключ к тесту:

Вопросы на самочувствие - 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Вопросы на активность - 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Вопросы на настроение - 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Обработка и интерпретация результатов теста:

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

При проведении теста САН были получены следующие результаты:

Таблица 3.

Анастасия Б.

Полина П.

Наталья С.

Виталий Ч.

Евгений Ш.

Татьяна С.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Оценки нормального состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов.

Исходя из проведенного теста САН с учениками гимназии № 2 города Мурманск, можно сделать вывод, что у учащихся 10 «А» класса в целом благоприятное состояние.

Для того, чтобы оперативно оценить самочувствие и активность, а также настроение, можно пройти опросник сан. Это тест, где вы, отвечая на вопросы, соотносите показатели своего состояния с некоторыми признаками по шкале, в которой довольно много вопросов. В этой шкале присутствуют индексы от тройки до единицы и наоборот. Методика включает в себя тридцать пар слов, которые имеют противоположное значение. Эти слова отражают действие, ритм, силу и здоровье, а также ваше самочувствие. Помните что может привести к печальным последствиям.

Описание методики сан

Эта разновидность опросников состояния и настроения была разработана еще в 1973 году. Разрабатывая эту методику, авторы исходили из того факта, что тремя основными составляющими функционального и психоэмоционального состояния являются самочувствие, и настроение. И именно они могут быть охарактеризованы оценками, между которыми есть континуальная последовательность промежуточных значений.

Целью данной методики является экспресс-оценка состояния человека в момент прохождения теста.

В опроснике тридцать пар противоположных характеристик. По этим вопросам нужно оценить, как вы себя чувствуете в момент прохождения теста. Каждая пара – это шкала, где нужно отметить степень выраженности определенной характеристики своего состояния.

Выбирайте в каждой паре ту характеристику, которая оптимально точно описывает ваше состояние и отмечайте соответствующую цифру.

Человек, проходящий тест, должен поставить тот балл, который максимально точно выразит его состояние на момент прохождения теста.

Тест с вопросами

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный

Вопросы на самочувствие находятся под номерами 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; на активность – под номерами 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Что касается вопросов на настроение, то они находятся под номерами 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30..

Опросник сан – интерпретация

Во время обработки, каждая оценка принимает определенное значение и соответствует тому или иному количеству баллов:

  1. тройка соответствует плохому самочувствию и низкой активности, а также отвратительному настроению – этот индекс принимается за 1 балл;
  2. двойка – за два балла;
  3. единица – за 3 балла.

Так мы двигаемся тройки с противоположной стороны шкалы, она соответствует 7 баллов.

Положительное состояние – это более высокие баллы, а отрицательное - более низкие. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое в целом. Кроме того, опросник сан рассчитывает самочувствие, активность, настроение по отдельности.

Анализируя функциональное состояние, очень важными являются значения не только отдельных показателей, но и результат их соотношения. Если человек не переутомленный, он отдохнул, то оценки активности, а также настроения и самочувствия в этом случае чаще всего совпадают. Нарастание усталости меняет соотношение между этими показателями из-за того, что при этом самочувствие и активность падают по сравнению с настроением.

В интернете каждый может пройти опросник сан онлайн. Все, что необходимо для этого – отвечать на поставленные вопросы.

Получив результаты по каждой категории, их делят на десять. Средний балл шкалы равняется четырем. Оценки, которые превышают данный показатель, говорят о том, что человек хорошо себя чувствует, находится в благоприятном состоянии. Если же показатели ниже четверки, то это свидетельствует о неблагоприятном состоянии человека, который прошел тест. Нормальные оценки состояния находятся в пределах пяти – пяти с половиной баллов.

Тест предназначен для оперативной оценки самочувствия , активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования.

Тестовый материал
1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный
Ключ к тесту
  • Вопросы на самочувствие – 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.
  • Вопросы на активность – 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.
  • Вопросы на настроение – 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.
Обработка и интерпретация результатов теста

При обработке оценки респондентов перекодируются следующим образом: индекс 3 , соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 – за 2; индекс 1 – за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (внимание: полюса шкалы постоянно меняются).

Положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны:

  • самочувствие – 5,4;
  • активность – 5,0;
  • настроение – 5,1.

При анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. У отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. По мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением .

Источники
  • Тест дифференцированной самооценки функционального состояния / Доскин В.А., Лаврентьева Н.А., Мирошников М.П., Шарай В.Б. // Вопросы психологии. – 1973, – № 6. – С.141-145.

Результаты исследования по опроснику «САН»

Опросник САН

Этот бланковый тест предназначен для оперативной оценки самочувствия, активности и настроения (по первым буквам этих функциональных состояний и назван опросник).

Сущность оценивания заключается в том, что испытуемых просят соотнести свое состояние с рядом признаков по многоступенчатой шкале. Шкала эта состоит из индексов (3 2 1 0 1 2 3) и расположена между тридцатью парами слов противоположного значения, отражающих подвижность, скорость и темп протекания функций (активность), силу, здоровье, утомление (самочувствие), а также характеристики эмоционального состояния (настроение). Испытуемый должен выбрать и отметить цифру, наиболее точно отражающую его состояние в момент обследования. Достоинством методики является его повторимость, то есть допустимо неоднократное использование теста с одним и тем же испытуемым.

При обработке эти цифры перекодируются следующим образом: индекс 3, соответствующий неудовлетворительному самочувствию, низкой активности и плохому настроению, принимается за 1 балл; следующий за ним индекс 2 - за 2; индекс 1 - за 3 балла и так до индекса 3 с противоположной стороны шкалы, который соответственно принимается за 7 баллов (учтите, что полюса шкалы постоянно меняются).

Итак, положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные низкие. По этим "приведенным" баллам и рассчитывается среднее арифметическое как в целом, так и отдельно по активности, самочувствию и настроению. Например, средние оценки для выборки из студентов Москвы равны: самочувствие - 5,4; активность - 5,0; настроение - 5,1.

Следует упомянуть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. Дело в том, что у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны. А по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Как видно на диаграмме (Рис1), особых различий в динамики самочувствия перед началом эксперимента не наблюдается. Отсюда можно сделать вывод, что все три группы испытуемых находятся в равных условиях перед началом эксперимента

Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Активность»

В целом активность (Рис.2) находится на одном уровне, если не считать, что слегка превосходят по активности средняя группа, которая будет проходить курс тренинга по «Ключу». Опять же наглядно видно, что все три группы находятся в одинаковых условиях перед началом эксперимента.


Результаты доэкспериментального исследования шкалы «Настроение»

По шкале «Настроение» видно, что у контрольной группы фон настроения (Рис.3)слегка приподнят, относительно группы «ключ» и «АТ». Это можно объяснить воздействием факторов внешней среды, или наличием какого либо раздражителя.

Результаты исследования группы «АТ» Таблица 1

Испытуемый

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Активность (Рис.5) тоже возросла, по сравнению с доэкспериментальными измерениями. Это можно объяснить тем, что поменялся начальник МОБ, и это могло сыграть свою роль.


Настр1 & Настр2

Настроение (Рис6)группы после занятий улучшилось значительно. Наблюдаются тенденции группового сплочения. Уменьшилась склочность коллектива, наблюдается толерантность, по отношению друг к другу.

Результаты группы КЛЮЧ. Таблица 2

Самочувствие 1

Самочувствие 2

Активность 1

Активность 2

Настроение 1

Настроение 2


Результаты экспериментального исследования шкалы «Самочувствие»

Наглядно видно (Рис.8), что с средней активности 3,8 до эксперимента, активность после проведения занятий выросла до 5,6.


Результаты экспериментального исследования шкалы «Настроение»

Настр1 & Настр2

Настроение (Рис.9) так же имеет положительную динамику с 4.0 до 5.3 после проведения занятий группа, занимавшаяся по системе «Ключ» имеет более высокую динамику позитивных сдвигов, нежели группа, занимавшаяся по методу «АТ»

Из всего многообразия психолого-педагогической диагностики одаренности нами выделены и используются в практической работе тесты:

Психологический профиль одаренного ребенка.

· Характерологический тест Айзенка.

· Опросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение.)

«САМОЧУВСТВИЕ. АКТИВНОСТЬ. НАСТРОЕНИЕ» (САН) МЕТОДИКА

Методика является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработана, и в 1973 г.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар слов, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность). Каждую из них представляет 10 пар слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Примеры заданий:

работоспособный 3210123 разбитый

напряженный 3210123 расслабленный

медлительный 3210123 быстрый

Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале. При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако получены данные о том, то шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (, 1984).

Конструктная Валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая ваидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня.

Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов. САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Инструкция:

«Вам предлагается описать свое состояние, которое вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Стимульный материал

Типовая Карта Методики Сан

· Фамилия, инициалы

· Возраст

Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

2. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

3. Пассивный

Активный

4. Малоподвижный

Подвижный

5. Веселый

Грустный

6. Хорошее настроение

Плохое настроение

7. Работоспособный

Разбитый

8. Полный сил

Обессиленный

9. Медлительный

10. Бездеятельный

Деятельный

11. Счастливый

Несчастный

12. Жизнерадостный

Расслабленный

14. Здоровый

15. Безучастный

Увлеченный

16. Равнодушный

Взволнованный

17. Восторженный

18. Радостный

Печальный

19. Отдохнувший

20. Свежий

Изнуренный

21. Сонливый

Возбужденный

22. Желание отдохнуть

Желание работать

23. Спокойный

Озабоченный

24. Оптимистичный

Пессимистичный

25. Выносливый

Утомляемый

26. Бодрый

27. Соображать трудно

Соображать легко

28. Рассеянный

Внимательный

29. Полный надежд

Разочарованный

30. Довольный

Недовольный

Ключи Анализ

Обработка и интерпретация данных .

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные - низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие (сумма баллов по шкалам): 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность (сумма баллов по шкалам): 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение (сумма баллов по шкалам): 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном. Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5,0-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение.

Тест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьника. ТЕСТ-ОПРОСНПК ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

САМООЦЕНКИ ОДАРЕННОГО ШКОЛЬНИКА

Определить собственный уровень самооценки Вы сможете с помощью несложного теста-опросника. Он включает 32 сужде­ния, по поводу которых возможно пять вариантов ответов, каждый из которых соответствует определенному количеству баллов. Отвечая на вопросы теста, Вы проставляете баллы в зависимости от избранного Вами варианта ответа:

«очень часто» - 4 балла

«часто» - 3 балла

«иногда» - 2 балла

«редко» - 1 балл

«никогда» - 0 баллов.

1. Я не нуждаюсь в признании моих успехов.

2. Чувствую себя неуверенным в окружении эрудитов.

3. Я не беспокоюсь по поводу незавершенного любимого дела.

4. Многие мне завидуют.

5. Меня считают безынициативным.

6. Я чувствую свою психическую неуравновешенность.

7. Я боюсь выглядеть смешным.

8. Я считаю себя малосимпатичным.

9. Меня охватывает страх перед публичным выступлением.

10. К своим ошибкам отношусь равнодушно.

11. Я не считаюсь с мнением собеседника.

12. Я не стремлюсь к усиленному самосовершенствованию.

13. Меня считают эгоистом.

14. Мне хочется, чтобы мне сочувствовали в моих неудачах.

15. Я теряю уверенность в себе в незнакомых ситуациях.

16. Я чрезмерно скромен.

17. Я чувствую никчемность своего существования.

18. Меня мучают сомнения по поводу моего таланта.

19. Окружающие ждут от меня многого.

20. Мои соклассники не интересуются моими достоинствами.

21. Бремя моих способностей меня удручает.

Я делюсь со своими соклассниками оригинальными мыс­лями.

24. Я смущаюсь от похвал.

25. Мое высокомерие меня выручает.

26. Я рад, что меня не понимают.

27. Я не чувствую себя в безопасности.

28. Спорить я ни с кем не хочу.

29. Я чувствую себя скованным.

30. Я нахожусь в ожидании неприятностей.

31. Меня расстраивает то, что обо мне плохо думают.

32. Мои любимые увлечения меня пугают.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходи­мо сложить баллы по всем 32 суждениям.

Сумма баллов от 48 до 128 указывает низкий уровень само­оценки, при котором человек болезненно переживает критические замечания в свой адрес. Он «подстраивается» под мнения других людей, «маскирует» свои способности, избегает случаи самовыражения.

Сумма баллов от 25 до 47 свидетельствует о среднем уровне самооценки. Одаренный учащийся находится в состоянии «обо­роны» в классе, ощущает неловкость во взаимоотношениях с со-классниками, «опасается» за непризнание его интеллектуального потенциала, а иногда недооценивает свои способности без доста­точных оснований.

Сумма баллов от 0 до 25 свидетельствует о высоком уровне самооценки, о перфекционизме одаренного учащегося, об отсут­ствии «комплекса неполноценности», о редких сомнениях в сво­их действиях.

· Тест «».

Шкала оценки потребности в достижении

Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей, стремление добиться своего во что бы то ни стало – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь.

Измерить уровень мотивации достижения можно с помощью разработанной шкалы – небольшого теста-опросника. Шкала эта состоит из 22 суждений, по поводу которых возможны два варианта ответов – «да» или «нет».

Ответы, совпадающие с ключевыми (по коду), суммируются (по 1 баллу за каждый такой ответ).

В отличие от многих ранее описанных тестов-опросников, шкала потребности в достижениях имеет децильные (стеновые)нормы, поэтому конкретный результат можно оценить с помощью следующей таблицы:

Уровень мотивации достижения

Сумма балов

Код: ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22;

ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 11, 12, 13, 15, 17, 20.

Шкала оценки потребности в достижении

Суждения

1. Думаю, что успех в жизни, скорее, зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл.

3. Для меня в любом деле важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.

6. В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны, скорее, обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы невелики.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, я писал бы, скорее, об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Уровень моих требований к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

· Тест по определению склонности учителя к работе с одаренными детьми.

по определению склонности учителя

к работе с одаренными детьми

Выберите один из предложенных вариантов ответа.

1. Считаете ли вы, что современные формы и методы работы

с одаренными детьми могут быть улучшены?

б) нет, они и так достаточно хороши;

в) да, в некоторых случаях, но при современном состоянии школы - не очень.

2. Уверены ли вы, что сами можете участвовать в изменении

работы с одаренными детьми?

а) Да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

З. Возможно ли то, что некоторые из ваших идей способствовали бы значительному улучшению в выявлении одаренных детей?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в недалекой перспективе будете иг­рать важную роль в принципиальных изменениях в обучении и вос­питании одаренных детей?

а) Да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свой замысел, помогающий улучшению положенuя дел?

б) часто думаю, что не сумею;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы: желание заняться изучением особенно­стей неординарных личностей?

а) Да, это меня привлекает

б) нет, меня это не привлекает;

в) все зависит от востребованности таких людей в обществе.

7. Вам часто приходится заниматься поиском новых методов развития способностей детей. Испытываете ли вы удовлетворение в этом?

б) удовлетворяюсь лишь тем, что есть;

в) нет, так как считаю слабой систему стимулирования.

8. Если проблема не pешена, то ее решение вас волнует, хотите ли вы отыскать тот теоретический материал, который помо­жет решить проблему?

б) нет, достаточно знаний передового опыта;

9. Кода вы испытываете педагогические срывы, то:

а) продолжаете сильнее упорствовать в начинании;

б) махнете рукой на затеи;

в) продолжаете делать свое дело.

10. Воспринимаете ли вы критику в свой адрес легко и без обид?

б) не совсем легко;

в) болезненно.

11. Когда вы критикуете кого-нибудь, пытаетесь ли вы в то же время его подбодрить?

а) Не всегда.

б) при хорошем настроении;

в) в основном стараюсь это делать.

12. Можете ли вы сразу вспомнить в подробностях беседу с интересным человеком?

а) Да, конечно;

б) запоминаю только то, что меня интересует;

в) всего вспоминать не могу.

1З. Кода вы слышите незнакомый термин в знакомом контек­сте, сможете ли вы его повторить в сходной ситуации?

а) Да, без затруднений

б) да, если этот термин легко запомнить;

14. Учащийся задает вам сложный вопрос на «запретную» тему. Ваши действия:

а) вы уклоняетесь от ответа;

б) вы тактично переносите ответ на другое время;

в) вы пытаетесь отвечать.

15.У вас есть свое основное кредо в профессиональной дея­тельности. Когда вы его защищаете, то:

а) можете отказаться от него, если выслушаете убедительные доводы оппонентов;

б) останетесь на своих позициях, какие бы аргументы ни вы­двигали;

в) измените свое мнение, если давление будет очень мощным.

16. На уроках по своему предмету мне импонируют следующие ответы учащихся:

а) средний;

б) достаточный;

в) оригинальный.

17. Во время отдыха вы предпочитаете:

а) решать проблемы, связанные с работой;

в) погрузиться в мир ваших любимых увлечений.

18. Вы занимаетесь разработкой нового урока. Решаете пре­кратить элю дело, если:

а) по вашему мнению, дело отлично выполнено, доведено до завершения;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать, но есть и другие дела.

Подсчитайте баллы, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а»- 3, «б» - 1; «в» - 2.

Результаты

49 и более баллов. Вы имеете большую склонность к работе с одаренными детьми. У вас есть для этого потенциальные воз­можности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.

От 24 до 48 баллов . У вас есть склонности к работе с одарен­ными детьми, но они требуют дополнительных ваших желаний, ресурсов и активного. саморегулирования интеллектуальном про­цессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.

23 и менее баллов . Склонностей к работе с одаренными детьми, конечно, маловато. В большей мере вы сами не прояв­ляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей моби­лизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта вы сможете достичь многого в реше­нии этой проблемы.

· Проявление и формирование специальных способностей (А. Савенков).

· Методика «Карта одаренности».

Возрастной диапазон, в котором она может применяться – от 5 до 10 лет .

Методика рассчитана на выполнение двух основных функций:

· диагностической (основной);

· развивающей.

Данная методика позволит:

· количественно оценить степень выраженности у ребенка различных видов одаренности;

· определить, какой вид одаренности преобладает в настоящее время.

Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только вашему ребенку «портрет» развития его дарований .

Положения, по которым вы будите оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы обратите внимание на то, что раньше, может быть, не замечали, сможете усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.

Конечно, эта методика не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности, но она и не претендует на роль единственной. Ее следует рассматривать как одну из составных частей общего комплекта методик диагностики детской одаренности.

Инструкция

Перед вами 80 вопросов (см. лист вопросов ), сгруппированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:

Знаки Смысловое соответствие ++ (двойной плюс) оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто; + (плюс) свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно; 0 (ноль) оцениваемое и противоположное свойство личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга; – (минус) более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.

Оценки заносите в лист ответов .

Оценку по первому положению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму во вторую и так далее.

Всего у вас на это должно уйти 10-15 минут .

Если вы затрудняетесь дать оценку, потому что у вас нет достаточных для этого сведений, оставьте соответствующую клетку пустой. Понаблюдайте за этой стороной деятельности ребенка. А пока можете считать, что вы получили «два» по этому параметру в родительской школе.

Попросите других взрослых, хорошо знающих ребенка, например бабушек и дедушек, дать свои оценки по этой методике. Потом можно легко вычислить средние показатели, что сделает результаты более объективными.

Лист вопросов

1. Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.

2. Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.

3. Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.

4. В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.

5. Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.

6. Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.

7. Легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других.

8. Интересуется механизмами и машинами.

9. Инициативен в общении со сверстниками.

10. Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений.

11. Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.

12. Не боится пробовать что-то новое, стремится всегда проверить новую идею, делает несколько попыток при неудаче.

13. Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на осмысление того, что нужно запомнить.

14. Становится задумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую (художественно выполненную) вещь.

15. Чутко реагирует на характер и настроение музыки.

16. Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

17. Интересуется актерской игрой.

18. Может устранить несложную поломку в бытовом приборе, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.

19. Не теряет уверенности даже в окружении незнакомых людей.

20. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

21. Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.

22. Изобретателен в выборе и использовании различных предметов (например, использует в играх не только игрушки, но и мебель, предметы быта и другие средства).

23. Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.

24. Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т. д.

25. Хорошо поет.

26. Рассказывая о чем-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

28. Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».

29. Легко общается с детьми и взрослыми.

30. Часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников.

31. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием.

32. Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.

33. Обгоняет в учебе сверстников на год или два, то есть должен бы учиться в более старшем классе, чем учится реально.

34. Любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей , рисунков, в строительстве детских домиков на игровой площадке.

35. В игру на музыкальном инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

36. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

37. Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт.

38. Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.

39. Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.

40. Бегает быстрее всех в детском саду, в классе.

41. Любит решать сложные задачи, требующие умственного усилия.

42. Способен по-разному подойти к одной и той же проблеме.

43. Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.

44. Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшения для дома, одежды и т. д.), в свободное время без побуждения взрослых.

45. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

46. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.

47. Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.

48. Читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

49. Часто руководит играми и занятиями других детей.

50. Двигается легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.

51. Наблюдателен, любит анализировать события и явления.

52. Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.

53. Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год или на два.

54. Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

55. Хорошо играет на каком-нибудь музыкальном инструменте.

56. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники) и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

57. Стремится вызвать эмоциональную реакцию у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает.

58. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.

59. Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за пределы, характерные для его возраста.

60. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

61. Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.

62. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.

63. Умеет делать выводы и обобщения.

64. Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем.

65. В пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение.

66. Склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

67. С большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания.

68. Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных проектов (моделей летательных аппаратов, автомобилей, кораблей).

69. Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.

70. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол , футбол и т. д.).

71. Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении и функциях предметов.

72. Продуктивен, чем бы ни занимался (рисование, сочинение историй, конструирование и др.), способен предложить большое количество самых разных идей и решений.

73. В свободное время любит читать научно-популярные издания (детские энциклопедии и справочники), читает их с большим интересом, чем художественные книги (сказки, детективы и др.).

74. Может высказать собственную оценку произведений искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось, в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.

75. Сочиняет собственные оригинальные мелодии.

76. Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живо, передает их характер, чувства, настроения.

77. Любит игры-драматизации.

78. Быстро и легко осваивает компьютер.

79. Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.

80. Физически выносливее сверстников.

Лист ответов

Обработка результатов

Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимно уничтожаются).

Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом.

Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:

· интеллектуальная;

· творческая;

· академическая (научная);

· художественно-изобразительная;

· музыкальная;

· литературная;

· артистическая;

· техническая;

· лидерская;

· спортивная.

Для большей наглядности начертим графический «профиль одаренности». Для этого по оси X отложим десять делений, они будут обозначать виды одаренности. По оси Y будем откладывать количество полученных баллов. Соединив поставленные точки, мы получим «профиль одаренности».

Мы приводим в качестве примера ответы мамы семилетнего

Профиль одаренности по методике «Карта одаренности»

· «Есть ли у Вас способности к пространственному воображению?» (У. Бернард, Д. Леопольд).

Выявление детей, обладающих незаурядными способностями, представляет собой сложную и многоаспектную проблему. До сих пор в науке и педагогической практике представлены две противоположные точки зрения на одаренность. Сторонники одной из них считают, что одаренным является каждый нормальный ребенок и нужно только вовремя заметить конкретный вид способностей и развить их. По мнению исследователей, разделяющих противоположную точку зрения, одаренность представляет собой весьма редкое явление, присущее лишь незначительному проценту людей, поэтому явление одаренного ребенка подобно кропотливому поиску крупиц золота.
В современной психологии сохраняется тенденция к признанию более существенной роли биологических факторов или факторов воспитания. Однако представители различных направлений сходятся во мнении о необходимости наиболее полного теоретического осмысления самого понимания "одаренность ", о принципиальной возможности разработки методов выявления и развития одаренности. Применительно к проблематике одаренности можно отметить несколько основных направлений психологических исследований.
Первое непосредственно связано с задачей установления самого феномена одаренности . При этом используются различные методы, позволяющие установить количественные или качественные характеристики одаренности (ее вид, уровень развития). Признание роли социальных условий, в которых развивается ребенок, приводит к созданию специализированных методов выявления одаренности (ее вид, уровень развития).
Помимо прикладной психодиагностики, специальную область составляют диагностические исследования, которые проводятся с целью получения новых теоретических и экспериментальных данных о проблематике одаренности. Эти исследования включают широкий спектр диагностических методов, которые направлены на выявление новых закономерностей и взаимосвязей между параметрами одаренности и другими характеристиками самого субъекта, окружающей среды и т. д.
В последнее время широкое распространение получили всевозможные тесты, направленные на выявление одаренности. Интерпретация результатов тестирования может содержать ряд ошибок в силу разных причин. Ошибки в прогнозах объясняются сложностью и многоаспектностью самого феномена одаренности. Поэтому многие специалисты используют и другие методы: экспертное оценивание детей учителями, родителями, оценку конкретных продуктов деятельности ребенка (рисунков, стихов), результатов участия детей в различных конкурсах, олимпиадах.
Обычно диагностика одаренности проводится в целях создания особых условий обучения для детей с незаурядными способностями в рамках специально разработанных для этого учебных и развивающих программ, которые реализуются в соответствующих группах, учебных классах и школах для одаренных. Эффективность освоения детьми этих программ и является для многих учителей своеобразной оценкой качества проведенного диагностического обследования, условия приема в подобные учебные заведения диктуют требования к методам диагностики: они должны быть стандартизированы и не занимать много времени. Эти требования во многом и объясняют популярность тестирования.
Любой тест представляет собой измерительный инструмент, поэтому надо четко представлять себе, что именно он измеряет, следует ли понимать под "одаренностью" некий единый феномен или же это многоаспектное явление, требующее различных измерительных процедур.
Рассматривая проблемы одаренности, выделил следующие основные ступени , через которые прошло развитие идеи об общей одаренности :

· стремление отождествлять одаренность с отдельной психической функцией;

· признание того, что одаренность может проявляться в целой группе психических функций;

· дифференциация в любой разумной деятельности двух факторов: специфического для данного вида деятельности и общего, который Ч. Спирмен и считал одаренностью;

· одаренность как среднее целого ряда разных функций;

· признание существования множества типов одаренности.

Ученые дифференцируют психомоторную, интеллектуальную, творческую, академическую, социальную и духовную одаренность.
Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений, кинестетически-моторной и зрительно-моторной координацией.
Интеллектуальную одаренность связывают с высоким уровнем интеллектуального развития (как правило, речь идет о высоком показателе коэффициента интеллекта IQ). Для измерения интеллектуальной одаренности в основном используют различные варианты тестов. Академическая одаренность определяется успешностью обучения. Для выявления детей, обладающих высокими способностями в овладении основными учебными дисциплинами , используют стандартизированные тесты достижений.

Социальная одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Для выявления такой одаренности используются многочисленные стандартизированные методы оценки уровня и особенностей социального развития : шкалы социальной компетенции, шкалы социальной зрелости, тесты на выявление лидерских способностей.
Духовная одаренность в значительно большей степени, чем социальная, связана с высокими моральными качествами, альтруизмом.
Эта отрасль проблематики одаренности в настоящее время мало изучена. Имеются лишь отдельные попытки использовать диагностические методы, направленные на оценку морального уровня развития альтруизма для выявления феномена духовной одаренности.
Творческая одаренность определяется теми теоретическими конструкторами, на которых базируется само понимание творчества. выделяет в этой области четыре основных направления: креативность как продукт, как процесс, как способность и как черта личности в целом. Для каждого из них направлений характерны свое понимание творческой одаренности и свои методы диагностики креативность.
В современных тестах, которые активно используются на практике, перечисленные виды незаурядных способностей представлены весьма неравномерно. Нет единого мнения относительно взаимосвязей, существующих между различными видами одаренности.
Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие.
Тест Пурдве предназначен для оценки непрерывно-двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно-двигательная координация.
Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.
Тест на основные двигательные навыки Д. Арнхейма и У. Синклера направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, координировать или регулировать движения разной амплитуды.
Тест на зрительно-двигательную координацию К. Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает.
При диагностике психомоторных способностей широко используется тест ловкости пальцев, тест скорости манипулирования.
Стандартизированные методы измерения интеллекта наиболее часто используются для выявления одаренных детей. Применяются как индивидуальные, так и групповые тесты. Среди наиболее известных в международной практике можно отметить следующие:
а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста;
б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;
в) шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);
г) тест когнитивных способностей, разработанный и Е. Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных.
Наиболее популярными при оценивании академической одаренности являются следующие тесты:
а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии , математике и др.
б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки;
в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи;
г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности, почерк и др.
К числу наиболее популярных тестов, направленных на выявление творческой одаренности, можно отнести следующие:
а) тесты креативности для детей, разработанные Дж. Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку одаренных способностей.
б) тест Торранса на образное творческое мышление; предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше;
в) тест групповой оценки С. Пимм;
г) тест креативного потенциала Р. Хорнера и Ю. Хеменвей, который измеряет показатели "оригинальности", "гибкости", "беглости" и "точности" мышления.
Методы диагностики способностей в сфере общения разработаны в меньшей степени, чем психометрические способы выявления интеллектуальной, академической и творческой одаренности. Большинство тестов направлено на исследование определенного компонента, входящего в состав коммуникативных способностей (их вербальных, невербальных, мотивационных аспектов).
Особую задачу для психодиагностического обследования составляют попытки выявления определенных этапов в развитии социального интеллекта. Так, Р. Селман выделяет пять основных стадий этого процесса ("Эгоцентризм", "Субъективизм", "Рефлективность", "Взаимность"). Дж. Гилфорд на основе разработанной им теоретической модели "структуры интеллекта создал специальную батарею тестов, предназначенную для диагностики "поведенческих способностей". В ряде случаев используются социометрические методы, а также различные варианты методик, направленных на выявление организаторских способностей. Большинство из этих методик создано на основе теоретического подхода, развиваемого в работах.

Что еще почитать