Раздельное написание существительных с не. Правописание «НЕ» с различными частями речи. «Не» с существительными пишется раздельно

Частица «не» выполняет в русском языке очень важную смысловую функцию. И от того, как написана она со словом - слитно или раздельно, порой зависит значение всей фразы. Правописание «не» с существительными - один из разделов грамматики, который обязательно должен быть освоен каждым образованным человеком. Иначе неизбежны речевые казусы…

Раздельное написание

Частица «не» с существительными в большинстве ситуаций имеет раздельное написание, отвечая за отрицательное значение словосочетания. И мало у кого возникнут сомнения по поводу, например, таких вариантов: не грусть, не мама, не лето, не дождь, не слово, не вечер и так далее, и тому подобные фразы и словосочетания.

  • Это не грусть была в его глазах…
  • Еще не вечер.
  • Не мама пришла за ней сегодня в сад.

Однозначно в этих примерах «не» с существительными пишется раздельно.

Слитное написание

Но есть варианты, когда правильным будет слитное написание. Среди них можно привести в качестве примера следующие:

  • Существительное без «не» не употребляется - небылица, невежда, негодяй.
  • Существительное с «не» можно легко заменить синонимом без частицы, и смысл не потеряется - недруг (враг), небытие (смерть), неволя (рабство), неправда (ложь). На закате жизни его постигла тяжкая неволя. Недруги постарались.
  • Существительное является термином: неметалл, нестроевик (Среди этих химических элементов есть и неметалл).
  • Существительное обозначает лицо и в некоторой степени указывает на качество: неспециалист, непрофессионал (Когда за дело берется непрофессионал, впору кричать «караул»).

Сложные ситуации

В некоторых случаях написание «не» с существительными вызывает серьезные затруднения, поскольку вроде бы и можно применить правило о слитности, но как-то результат совсем не «смотрится». Вот, например, следующие предложения:

  • Это была не воля обещанная, а настоящее рабство. (Есть противопоставление, выраженное союзом «а»).
  • Он мне не друг, извольте! (О вражде речь не идет, но и о дружбе - тоже).
  • Вы же все помните, не правда ли?! (Словом «ложь» заменить «не правда» невозможно).
  • Совсем не бытие святых беспокоило его сейчас. (Есть «усилитель» отрицания «совсем», на месте которого могут быть «вовсе», «отнюдь», «ничуть», «абсолютно» и т. д.).

«Не» с существительными, примеры которых приведены в данном пункте, пишется раздельно, как того требует контекст. Хотя чуть выше те же слова написаны слитно. И это очередное напоминание о смысловой значимости частицы и о влиянии смысла на ее правописание.

1. Слитно с не- пишутся существительные, которые выражают качественный оттенок обозначающих лиц, также слитно с не- пишутся существительные, которые приобретают значение противопоставления. Например:
Специалисты и не специалисты, профессионалы и не профессионалы, футболисты и не футболисты, филологи и не филологи.
Фирма приглашает для работы специалистов и не специалистов в сфере обслуживания.

2. Слитно с не- пишутся имена существительные, которые без не- не употребляются. Например:

Не удачник, не ряха, не людим, не забудка, не дотрога, не долет, не доросль.

3. Слитно с не- пишутся имена существительные, которые в сочетании с не- приобретают противоположное значение. Такие слова рекомендуется заменить синонимами без не- . Например:

Не приятель (враг, противник), не счастье (беда, горе).
Сравните: Кутузов приказал готовиться на новый бой, чтобы добить не приятеля (врага, противника), не потому что он хотел кого-нибудь обманывать, но потому что он знал, что враг (не приятель, противник) побежден.

Примечание. У существительных с другим значением (обозначающих не лиц) противопоставление выражается раздельно пишущейся частицей не- . Например:
Книга и не книга, стихи и не стихи, буфет и не буфет, пьеса и не пьеса.

4. Раздельно не- пишется с именами существительными, при которых имеется или подразумевается противопоставление. Например:

Не способности его выручали, а большая усидчивость.
Как у мачехи у младенькой – сынок в потолок, не разбойничек, не всадничек, не силач, не стрелок, вместо щек одни-то впадинки, губы крепко молчат.

5. Раздельно не- пишется с именами существительными, если отрицание логически подчеркивается (чаще всего это проявляется в вопросительных предложениях). Например:

Этой зимой прогноз погоды не обещает ничего хорошего, не правда ли?
Разве это не специалисты?

Примечание. Если отрицание не подчеркивается, то употребляется слитное написание, например:
Разве это не правда! (возможна замена: Разве это ложь!)
Голос был не глуп, не правда ли? (т.е. разумен

Частица «не» играет важную роль в русском языке. От того, как она написана со словами, зависит смысл всей фразы. Эта служебная частица выражает не только отрицание «не бегай, не трогай», но и утверждение: «сегодня не мама забрала Машу, а папа». Нередко эта частица придаёт фразе полноту действия: «никак не налюбуюсь на Вас.» В разговорной речи она способна придавать фразе оттенок равнодушия: «Не было б счастья, да несчастье помогло». Эта отрицательная частица способна придавать и утвердительную интонацию: «непогода разгулялась».

Вконтакте

Правила написания частицы «не» с существительными

Одно из правил русского языка, вызывающее трудности, - правописание «не» с существительными . Грамотный человек способен различать написание этой частицы и правильно употреблять её в письменной речи.

Написание «не» зависит от того, является ли она префиксом (пишется слитно) или отрицательной частицей - отдельным словом (пишется раздельно). Примеры:

Трудности в написании появляются при различии префикса и частицы . Правила русского языка призваны отличить приставку от частицы и установить правильное написание НЕ с именами существительными. От этого зависит значение написанного.

В большинстве случаев частица «не» с именами существительными пишется раздельно. Но имеются варианты, когда «не» пишется слитно. Чтобы не ошибиться в применении НЕ, нужно ознакомиться с правилом русского языка .

В таблице показаны НЕ с существительными примеры.

Рассмотрим более подробно каждый из этих вариантов написания. НЕ с существительными правило.

«Не» пишется слитно

  1. Если не используется без НЕ (примеры: небылица, невежа, ненастье, неряха, невольник, нехватка, неурядица, нелепица, незнайка, невидаль, негодяй, недуг, невидимка, незабудка, непоседа, несмышлёныш, неудачник, неваляшка, неполадки).
  2. Если слово с частицей НЕ заменяется синонимом без НЕ без утраты значения. Примеры: несчастье - горе; неприятель - враг.
  3. Если есть соединение префиксов недо-: недоработка, недосмотр, недочёт, недоимка, недовес, недоразвитость.
  4. Существительные, которые обозначают лицо или качественный оттенок, в соединении с НЕ- образуют слова со значением противопоставления. Примеры таких словообразований: неспециалист, непоэт, немусульмане, неврачи. Когда за дело берётся непрофессионал, пора кричать «караул». Неврач не разберётся в истории болезни. Нематематик не решит эту задачу.

Если частица НЕ и существительное сформируют новое слово с противоположным значением. Примеры: недостаток (изъян; достаток означает зажиточность), несчастье - беда, а не отсутствие счастья; ненадёжность человека - не (на него нельзя надеяться). Из-за незнания языка он не прочитал инструкцию.

Если существительное с НЕ употреблено с зависимым прилагательным или притяжательным местоимением, стоящим перед НЕ-. Меня огорчила твоя неудача.

  1. Если перед существительным с НЕ стоит определение или предлог. Уволить за невыход на работу. Все знают о его невоспитанности. Во всём виновато моё невезение.
  2. Существительное является термином. Пример: неметалл. Среди химических элементов есть неметаллы.

«Не» с существительными пишется раздельно

Если есть или подразумевается противопоставление союзом А. Пример: Не правда, а ложь. Он мне не друг (подразумевается враг). На лугу пасутся коровы и не коровы. (имеется в виду, что пасутся коровы и другие животные). Он готов писать всё: стихи и не стихи, пьесы и не пьесы. Не праздник, а выходной.

Все эти условия несложно запомнить и правильно употреблять на письме.

Цель:

  1. Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания “не” с именами существительными.
  2. Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное и создавать алгоритм для работы с орфограммой.
  3. Способствовать развитию интереса и любви к родному языку.

Ход урока

I. Орг. момент:

Надо, чтобы учиться было радостно, трепетно и победно. Б. Житков.

Учитель:

Когда будет от учения “радостно и победно”?

Когда сможешь преодолеть себя, самостоятельно открыть что-то новое и, наверное, помочь другу.

Вы правы, вам сегодня, я надеюсь, предстоит испытать радость от учения.

Внимательно посмотрите на запись, спишите, вставляя пропущенные буквы:

ПутЕшествие, рюКзак, прИвал, кОстер, кОтелок, воСхождение, бЕречЬ, бЕседовать, мАршрут, мЕчта, раСсвет, фотоаППарат.

Объясните правописание слов.

Какой единой темой объединены слова? Какое слово является ключевым? Правильно. И это не случайно. Я приглашаю вас в путешествие к новым вершинам орфографии. Итак, вперед к Орфографическому Олимпу.

Каждый ряд получает определенного цвета флажок, при помощи которого будут фиксироваться достижения на всех этапах урока.

II Объяснение нового материала:

1. Актуализация знаний:

1-ой ступенью нашего восхождения будет зрительный диктант.

“Нет ничего та кого в нашей жизни , что не п ередать бы русс ким словом: звуча ние музыки, блеск красок, неясность сна”

  • Записать, устно объяснить выделенные орфограммы.
  • Схемой объяснить постановку знаков препинания.
  • Всегда ли “не” с глаголами пишется раздельно.
  • Вспомните слова, которые без “не” не употребляются. Запишите их, объясняя устно лексическое значение:
    Неистовствовать - проявлять ярость
    Негодовать - возмущаться
    Ненавидеть
    Нездоровится
    Неможется
    Недоумевать – сомневаться, удивляться
    Неволить – принуждать

Какую орфограмму не смогли объяснить? Почему?

Сформулируйте тему нашего урока и цель нашего орфографического путешествия.

Запись темы урока.

2. Объяснение нового материала:

Рассмотрите схему.

Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

Когда пишется слитно, когда раздельно?

Проверим свои наблюдения, прочитав § 38. Дополните наши выводы. Работая в группах, составьте алгоритм “Правописание “НЕ” с именами существительными”.

Презентация алгоритмов.

3. Закрепление изученного.

Замените синонимом или близким по значению словосочетанием. Горе – несчастье.

  • Ложь – неправда.
  • Враг – недруг
  • Рассеянность – невнимание.
  • Сомнение – недоверие
  • Составьте и запишите предложения, в которых эти существительные с “НЕ” следует писать раздельно:

    • Не счастье, а горе сблизило людей.
    • Не правда, а ложь наносит непоправимый вред дружбе.
    • Не друг, а враг не скажет правду.
    • Не доверие, а сомнение закралось в сердце.

    Взаимопроверка.

    Подведение итогов на данном этапе урока.

    Тернист наш путь к познанию. Устали, значит, настало время привала. Послушайте сказку:

    Побывал я однажды в стране,
    Где исчезла частица “НЕ”.
    Посмотрел я вокруг с доумением:
    Что за лепое положение?
    Но кругом было тихо-тихо,
    И во всем была разбериха.
    И на взрачной клумбе у будки
    Голубые цвели забудки.
    И погода стояла настная,
    И гуляла собака счастная.
    И, виляя хвостом уклюже,
    Пробегала пролазные лужи.
    Мне навстречу без всякого страха
    Шел умытый, причесанный ряха.
    А за ряхой по травке свежей
    Шел несуразный дотепа и вежа.
    И навстречу всем утром рано
    Улыбалась Царевна Смеяна…
    Очень жаль, что только во сне
    Есть страна без частицы “НЕ”.

    Забавная сказка? Почему она такой получилась?

    Назовите слова, от которых убежала частица “НЕ”.

    Запишите существительные, которые без “НЕ” не употребляются.

    Недоумение, нелепость, неразбериха, незабудки, ненастье, неряха, недотепа, невежа, Несмеяна

    По лексическому значению определите слово и запишите его, объясняя правописание:

    1. Вымысел – небылица
    2. Чувство сильнейшей вражды – ненависть
    3. Возмущение – негодование
    4. Болезненное состояние – недомогание
    5. Ярость – неистовство

    Помогите разгадать путаницу.

    Сидя в парке на скамейке, услышала я сказочный разговор. Ожили герои стихотворения Маршака “Кот и лодыри”. Лодыри с возмущением говорят: “Совсем кот обнаглел. Ругает нас за пропуски уроков, а сам не может ни номера на доме прочесть, ни одной буквы не знает. Полный невежа”. В чем ошиблись герои? Составьте словарную статью: Невежа – это…

  • Невежда – это…
  • Спишите, раскрывая скобки.

    На (не)счастье себе; тень (не)доумения; (не)погода задержала, а дела; с (не)терпением ожидал; (не) годы, а болезнь состарила; говорить (не)правду; завидует (не)друг; тяжелая (не)воля.

    ПРИВАЛ: подведение итогов на данном этапе по результатам выполненных заданий. Физминутка - эстафета:

    1. Определить морфологические признаки слов.
    2. Составить предложение.
    3. Выполнить синтаксичесий разбор.

    1 ряд - в роще

    2 ряд – нет времени

    3 ряд – у Анастасии

    Где чаще всего встречается эта орфограмма, вы узнаете, решив несколько грамматических задач. Составьте это слово из начальных букв.

    1. Наука, изучающая постановку знаков препинания.
    2. Слова, одинаковые по звучанию, но различные по лексическому значению.
    3. Слова, близкие по лексическому значению.
    4. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка.
    5. Гласная, которая пишется в сложных словах после твердых согласных.
    6. Предложения, которые произносятся с особым чувством.
    7. Гласная после ц в слове цирк.
    8. Продолжи фразу: “Правописание и –ы после…”
    9. Гласная после ц в слове цыпленок.

    Какое слово получилось? (пословицы ).

    Что называется пословицами?

    Приведите примеры пословиц. Какую роль они играют в нашем языке?

    Встретились ли в них слова с изучаемой орфограммой? Устно объясните их правописание.

    Самостоятельная работа: упражнение 219:

    1 ряд – 1-2 предложение;

    2 ряд – 3,4 предложение,

    3 ряд – 4,5 предложение.

    Проверить, использовав сигнальные карточки.

    Работа в группах: (задание на карточках)

    1. Продолжите пословицу, запишите её, обозначьте изучаемую орфограмму:

    1. Ученье свет, а (неученье - тьма)
    2. Сей в (не)настье, а (убирай в вёдро)
    3. Охота пуще (неволи)
    4. (НЕ)работа сушит, а (забота).
    5. Жизнь прожить - (НЕ поле перейти)

    2. Найди четвертое лишнее: не правда, а ложь; не друг, а враг; не дом, а хижина; не счастье, а горе. Обоснуйте свой выбор.

    III. Закрепление теории и подготовка к решению тестов: в парах устная работа с алгоритмом.

    IV. Контроль за усвоением материала: решение теста :

    А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.
    2. Передо мной был (не)враг, а друг.
    3. (Не)известности уже не было.
    4. Мы остановились в (не)доумении.
    5. С годами у него появилась (не)решительность.

    А2 НЕ пишется слитно:

    1. Это (не)правда, а откровенная ложь.
    2. (Не)правду я не потерплю.
    3. Это надо считать (не)удачей, а случайностью.
    4. Царевна (Не)смеяна – героиня многих сказок.
    5. (Не)терпение, а раздражительность мешали разговору.

    А3 Имя существительное пишется с НЕ раздельно:

    1. Удивила (не)зависимость и резкость.
    2. Появилась (не)решительность, а какая- застенчивость.
    3. С (не)ряхой мало кто общается.
    4. (Не)счастье, а горе постигло нас.
    5. Человек – творец счастья и (не)счастья.

    А4 Слово с НЕ пишется слитно

    1. Вовремя письмо (не) отправили.
    2. Не все (не)настье, проглянет и красное солнышко.
    3. Кто рано сеет, тот семян (не) теряет.

    Написание данной частицы с существительными может быть как слитным, так и раздельным. Рассмотрим правила правописания «не» с существительными.

    Слитное написание

    Написание «не» с существительными, которые не употребляются без этой отрицательной частицы.

    Такие существительные с частицей «не» пишутся слитно.

    Примеры: небылица, невидаль, неразбериха, невежда, недотепа, невзгоды, неверие, недоросль, незабудка, негодяй, недолет, неполадки.

    Образованный человек сразу поймет, а невежде растолковывать устанешь. Данный пример является яркой иллюстрацией этого правила: существительного вежда не существует, поэтому слово невежда всегда имеет слитное написание.

    Существительные следует писать слитно с «не» и в случаях, когда они образуют новые слова с противоположным значением. К таким словам можно подобрать синонимы, например:

    • недруг;
    • неприятель (противник, враг);
    • неправда (вранье);
    • нездоровье (болезнь);
    • несчастье (горе);
    • непорядок (беспорядок);
    • невежливость (грубость);
    • недоверие (подозрительность);
    • неодобрение (порицание).

    Все вышеперечисленные имена существительные пишутся с «не» слитно, потому что каждое из них можно заменить синонимами, а новые слова образованы без отрицательной частицы «не».

    Неправдой не проживешь . Образование нового понятия: существительное «неправдой» может заменить синоним, не имеющий отрицательной частицы «не» — ложью. Поэтому здесь слитное написание.

    В некоторых случаях синонимами таких слов являются словосочетания. Например: нелюбители (люди с другими вкусами).

    Существительное с «не» следует писать слитно при обозначении лиц, при передаче качественного оттенка.

    Подобные существительные в тандеме с приставкой не- получают значение противопоставления: политики — неполитики; биологи — небиологи; делитанты — неделитанты и др.

    Но! У существительных с иным значением (обозначающих не лиц) противопоставление передается раздельным написанием частицы «не» с существительным: тетрадь и не тетрадь, проза и не проза.

    Также слитным будет написание, если слово начинается приставкой недо- (в значении недостатка), написание будет слитным: недосмотр (при наличии слова досмотр); недоделка (доделка); недоработка (доработка).

    При употреблении существительного с частицей «не» + зависимое прилагательное или при употреблении притяжательного местоимения перед «не».

    Порой одержимый непрофессионал выполняет работу лучше, чем разочаровавшийся эксперт.

    Меня огорчает твоя нелюбовь.

    Раздельное написание

    «Не» с существительными пишется раздельно в случаях, когда предложение содержит противопоставление или оно предполагается: не учителя ему помогали, а он сам добился высоких оценок.

    Если частица «не» является отрицанием, она имеет раздельное написание с существительными. Даже без наличия союза «а» понятно, что в предложении есть отрицание: у него сердце не камень (а мягкое, доброе); не танки проехали по этому полю (а прошли войска).

    Отрицательная частица пишется с существительными в два слова, когда отрицание подчеркнуто логически, например, в вопросах.

    Этом летом не обещают высоких температур, не правда ли?

    Разве это не гений?

    Но! Если отрицание логически не выделяется, «не» + существительное пишется слитно:

    Разве это неправда? (Разве это ложь?).

    Этот человек был вовсе неглуп, не правда ли? (= разумен).

    Если частица «не» пишется с существительными раздельно в словосочетаниях:

    • далеко не;
    • отнюдь не;
    • совсем не (= отнюдь не);
    • еще не;
    • вовсе не;
    • больше не.

    Пример: Он отнюдь не глупец. Этот ожидаемый итог, вовсе не случайность.

    Что еще почитать