Икона божией матери, именуемая «всецарица» («панта́насса»). Икона Божией Матери, именуемая «Всецарица» («Панта́насса») Каргопольская икона Божией Матери

Иконостас храма

Иконостас – это специальная перегородка, которая разделяет алтарь от среднейчасти храма, протягивается от северной до южной стены. Перегородка эта часто уставлена иконами в несколько ярусов (рядов, поясов).

В первом, нижнем ряду, справа от Царских дверей помещают образ Спасителя, правее – храмовую икону. Слева от Царских врат – икону Божией Матери, далее – икона наиболее чтимого святого.Если рядов больше, чем один, то во втором ярусенаходятся иконы двунадесятых праздников,в третьем поясе– иконы апостолов, в четвёртом – иконы пророков, в пятом – иконы святых патриархов. Между вторым и третьим поясом расположен деисус, вернее – деисис (моление). Это икона, на которой изображен Иисус Христос в царском или архиерейском облачениис предстоящими в молитвенном положении Божией Матерью и Иоанном Предтечей. В старину весь иконостас называли Деисусом.Между третьим и четвёртым ярусаминаходится икона Божией Материс Предвечным Младенцем.В пятом ярусе среди икон патриарховесть и икона Господь Саваоф с сыном. Но всегда на самом верхупомещается крест. По сторонам креста – изображения Божией Матери и Иоанна Богослова.

Полный иконостас состоит из пяти поясов, но были иконостасы даже в семь рядов. Конечно, полные иконостасы чаще имеются в соборах, а в приходских и монастрыских церквях они состоят из четырёх, трёх, двух, или даже одного пояса.

Иконы размещаются и по стенам храма, в больших киотах (особые большие рамы), на аналоях (высокие узкие столики с наклонной поверхностью).

Святые образы иконостаса, которые закрывают алтарь от верующих, означают, чтолюди не всегда могут общаться с Богом прямо и непосредственно.

В алтаре совершается литургия. Именно тогда вспоминают то, что Спаситель сделал для нашего спасения. Однако начало нашего спасения лежит в Благовещании.

Иконостас имеет тридвери (врата): северные двери, Царские врата, южные двери.

1) Царские врата – самые большие. Они расположены в середине иконостаса. Название своё носят потому, что через них проходит Сам Господь Иисус Христос,Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Только священнослужители могут проходить через эти ворота. Царские врата – святые, потому как являются входом в Святое Святых – в алтарь. Царские врата – это как бы начало алтаря, поэтому на них и изображаютначало нашего спасения – Благовещание. Святые евангелисты поведали нам обо всём, что совершил для нас Спаситель, поэтомуименно их иконы украсили Царские врата. Открытие их означает обетованное открытие верующим Небесного Царства. Закрытие Царских врат символизирует лишение людей рая небесного из-за их грехопадения. Во время литургии после великого входа, который знаменует собой шествие Христа Спасителя на крестный подвиг. Закрытие Царских врат означаетположение Христа во гроб, а закрытие завесы (капетасмы) – камень, который был привален к гробу.Затем при пении Символа веры, где исповедуется Воскресение Христово, завеса открывается, что символизирует отваленный ангеломкамень от Гроба Господня, и не только это. Но и то, что вера открывает путь к спасению. На нихизображаются иконы: Благовещание Пресвятой Богородицы и четырёхевангелистов (написавшие Евангелие апостолы): Матфея, Марка, Луки и Иоанна. А над вратами помещается икона Тайной вечерни.

2) Северные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Гавриила, но иногда – святых диаконов. Через эти двери входят и выходят дьяконы, которые олицетворяют ангельское служение. На них же может быть написана икона одного из семи дьяконов, поставленных ещё апостолами: Стефана, Пармена, Никонора, Лаврентия и других.

3) Южные врата. Через них могут входить в алтарь священнослужители, а в особых случаях и миряне. На них пишут иконы ангелов, обычно – Архангела Михаила, но иногда – святых диаконов.

4) Дьяконские двери находятся за иконами нижнего ряда с двух сторон. Именно через них чаще всего проходят дьяконы.

5) Капетасма – завеса красного или голубого цвета со стороны алтаря у Царских врат. Во время богослужения она может открываться и закрываться. Капетасмаобозначаетсобойпокров тайны, которым покрыты святыни Божии. Таким образом, когда её во время богослужения открывают, это значит, что людям открыта тайна спасения. Но не только поэтому она висит над вратами. В Иерусалимском храме завеса отделяла Святое Святых от святилища. Кроме того, Царские врата обычно бывают открытыми, а это значит, что миряне могут увидеть священнодействия, которые имвидеть не следует. Чтобыэтого не происходилои служит завеса. В современных церквях она передвигается справа - налево и наоборот. А в древних церквях она опускалась сверху вниз. и именно поэтому называласьгорней дверью, а сами врата при этом назывались дольними или нижними.

6) Крест с изображением на нём распятого Господа нашего Иисуса Христа .

Почему храмы, особенно в иконостасе, бывают украшеныиконами, а также священными картинами?

Вот ответ на этот вопрос, который состоит из нескольких частей:

1) храм – это как бы Небо на земле, а Бог на Небе окружен святыми Своими ангелами;

2) храм – это место молений Богу и святым, а молиться принято перед иконами;

3) храм – это училище веры, благочестия, а учимся мы не только через слова, но ипомощи изображений.

Лучшее духовное украшение храма – это священные изображения (животворящий крест и иконы) и мощи (нетленные телеса святых).

Орнамент иконостаса пронизан символами. Рожденными фантазиями о вечном Эдеме. За каждой росписью или резьбой стоит поэтический образ Библии. Тябла и колонки иконостаса украшают изображениями кедровых и пальмовых ветвей, виноградной лозы. Это неспроста. Раньше существовало такое представление райского сада – это сад,в котором растутвиноград и прекрасныепальмы.

Как стало теперь понятно,иконостас представляет собой всю историю нашего спасения, а так же всех святых, которым мы молимся.

Такой иконостас в нашем Михаило - Архангельском храме:

А это иконостас Троице-Гледенского монастыря:


Иконостас в храме Серафима Саровского, Набережные ЧелныТроице-Гледенского монастыря

Иконостас в храме Христа Спасителя, XIX в., Москва

Традиционный русский иконостас из пяти рядов


В 2009 году в храме установлены три ряда иконостаса. Изготовлен он в мастерской Сергиева Посада, выполнен в древнерусском стиле.

Нижний ряд (чин) или местный . На нем располагаются царские врата с изображением на двух створах Благовещения и четырех евангелистов. Обрамление царских врат имеют изображение святителей, а сверху икона Евхаристии – Причащения апостолов Христом.

Справа от царских врат - икона Спасителя «Спас на престоле». На этой иконе Иисус Христос сидит на царском троне. На плече материя – покрывало, в левой руке - открытая Библия. Престол – символ Вселенной, всего видимого и невидимого мира, а кроме того – царственный знак славы Спасителя.

Слева от царских вратикона Божией Матери «Пантанасса» (Всецарица). Эта икона относится к иконографическому типу Панахранта, что в переводе с греческого означает «Пренепорочная», «Пречистая». «Всемилостивая» - второе название икон Богородицы данного типа. Общим признаком таких икон является то, что Богородица изображается восседающей на престоле с Младенцем Христом на коленях. Трон символизирует царственное величие и славу Божией Матери, самой совершенной из всех рожденных на земле. Образ иконы «Всецарица» находится на святой горе Афон в Греции. Древнее монастырское предание гласит, что однажды к иконе подошел некий юноша. В этот момент лик Богоматери воссиял дивным светом, и невидимая сила отбросила юношу на пол. В страхе он выбежал из храма и со слезами признался старцам, что вел греховную жизнь и занимался колдовством. Так Пресвятая Богородица явила чудо от Своего образа, отвратила юношу от нечестия и наставила на путь покаяния.


На северных и южных вратах изображены архангелы Михаил и Гавриил.

Справа от иконы Спаса на Престоле находится поясная икона – Александра Невского. В иконографии часть икон изображают период с 1221 года по 1262 год – время, когда благоверный князь Александр Невский был воином и великим полководцем. На таких иконах его обычно изображают с оружием, в княжеской одежде. Другая часть икон указывает на конец жизни Александра Невского, когда в 1263 году он принял схиму с именем Алексей и стал монахом. Такая икона Святого живописует благоверного князя в монашеском одеянии. Такой тип изображения иконы соответствует в допетровской России. 15 июня 1724 года Святейший Синод постановил: отныне Александра Невского «в монашеской персоне никому отнюдь не писать», а только «в одеждах великокняжеских» . Именно к этому типу иконографии относится наша икона святого князя Александра Невского. Эта традиция соединяет в себе старую светскую новгородско-московскую традицию с новой, рыцарской и европейской.

Слева на иконостасе от Божией Матери располагается икона Варлаама Хутынского и Сергия Радонежского. История образа этой иконы связана с событиями 16 века. В 1521 году при ходатайстве преподобного Сергия Радонежского и преподобного Варлаама Хутынского перед Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет – Гирея. Об этом повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской.

Справа от иконы Александра Невского, располагается икона всех Новгородских Святых. Собор новгородских святых известен с 1831 года. Празднование Его установлено по инициативе митрополита Ленинградского и Новгородского Антония (Мельникова) в третью неделю по Пятидесятнице. В собор включено более ста святых.

Слева от иконы преподобных Сергия и Варлаама находится икона царственных стр астотерпцев , особо чтимая в нашем храме, в связи с тем, что он был построен в честь трехсотлетия царствования дома Романовых. На ней изображены во весь рост царская семья – император Николай II, императрица Александра Федоровна, их дети – Ольга, Татиана, Мария, Анастасия, Алексей. На иконе император со своей семьей изображены в стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон 16-17 веков. Икона царственных страстотерпцев выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике.

Второй ряд в нашем иконостасе - праздничный. В нем помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых и некоторых великих праздников.

Слева направо на втором ряду нашего иконостаса изображены следующие иконы:

1. Рождество Богородицы

2. Воздвижение Животворящего Креста Господня

3. Покров Пресвятой Богородицы

4. Введение во храм Пресвятой Богородицы

5. Рождество Христово

6. Крещение(Богоявление)

7. Сретенье Господне

8. Благовещенье Пресвятой Богородицы

9. Вход Господень в Иерусалим

10. Сошествие Христа во ад

11. Вознесение Господне

12. Троица

13. Сошествие Святого Духа

14. Святые апостолы Петр и Павел

15. Преображение Господне

16. Успение Пресвятой Богородицы

Следующий ряд иконостаса – деисусный , который представлен у нас сокращенно. В центре - икона «Спас Вседержитель». На иконе Христос предстает перед нами облаченным в гиматий и хитон, держа в руках открытую Библию. Слева от Него, - в позе молитвенного обращения к Своему Сыну, Богородица. Склоненная голова, поднятая рука, взгляд – так писали молящуюся Богородицу византийские мастера IX в., а русские изографы продолжали следовать их традиции. Справа от Спасителя изображена икона «св. Иоанна Предтечи» . Образ этой иконы является одним из самых ранних из монастыря великомученицы Екатерины на Синае, датируется 2-й половиной 6 века. Иоанн Предтеча облачен во власяницу и в гиматий, в левой руке держит свиток.

Последний ряд иконостаса храма - пророческий . Установлен он был летом 2013 года. В центре расположена икона Пресвятой Богородицы "Знамение". Слева от нее иконы пророков Иезекииля, Даниила, Моисея, Давида , а справа пророки - Соломон, Исайя, Иеремия и Илия.




Почитаемые иконы храма святого благоверного великого князя Александра Невского

Каргопольская икона Божией Матери.

На южной стороне храма, рядом с иконами Николая Чудотворца и целителя Пантелеимона, можно увидеть Каргопольскую икону Божией Матери ..

Каргопольская икона Божией Матери является одним из списков Казанской чудотворной иконы. Отличается наличием слезинок на ланитах (щеках) Богородицы.

Чудо, прославившее этот образ Богородицы, произошло в 1714году в городе Каргополе, о чем было сообщено тогдашнему митрополиту Новгородскому, Великолуцкому и всего Поморья Иову и в Новгородской летописи сделана запись:

«Февруариа в 24 день, в среду на третьей недели Великого поста, во граде Каргополе бысть знамение от иконы Пресвятыя Богородицы Казанская, в дому некия вдовы Марфы Васильевой, по прозванию Пономаревой, в четвертом часу дне: исчете от тоя святыя иконы из правого ока слеза; вдова же, видевши сие чудо, возвести церкви Воздвижения Честнаго Креста священнику Иоанну Михайлову; он же, вшед в дом ея и, видя текущую струю слезную из ока Пресвятой Богородицы, отре губою и принесе тую святую икону из дому ея в церковь Воздвижения честнаго креста, с молебным пением, и постави в приделе положения ризы Господни, и начат пети часы; и на шестом часу, глаголему во псалтыре псалму: Господь просвещение мое, кого убоюся? и прочая, паки от тоя святыя иконы из правого ока потече струя слезная, пред всем народом; и паки, того же месяца в 26 день, по утреннем пении, в первом часу дне, явися от тоя святыя иконы из обоих пречистых ея очес источник слез, и сие чудо мнози от граждан видеша и потом возвестиша в В. Новеграде преосвященному Иову митрополиту Новгородскому; быше же тогда многая исцеления. Получив известие о таком необычайном знамении от иконы Богоматери и о чудесах, митрополит Иов в следующему 1715 году велел принести тот чудотворный образ из Каргополя в В. Новград, сентемвриа во 8 день; и стоял с соборной церкви Премудрости Слова Божия того же лета ноемвриа до 7 числа, и в том числе свезен был в Каргополь».

(Полное собрание русских летописей, т. III, стр. 278, 279).

В Каргополе чудотворный образ Богородицы был встречен крестным ходом и размещён на северном столпе Христорождественского собора – главной святыни города. «На лицевой стороне (2-го левого) столпа на тумбе... в киоте … чудотворный образ Казанской Божией Матери, длиною 4, шириною 3,5 вершка, на нем риза со стразами и вставками и венец серебряные, чеканные золоченые; клобучец у Богоматери и цата … низаны жемчугом. Кругом того образа... писаны красками акафисты Иисусу и Богородице..." Чудо, случившееся в 1714 г., и происшедшие исцеления от образа были записаны и хранились в соборе, здесь же была и грамота новгородского митрополита Иова об освидетельствовании чуда. (по материалам каргопольского и олонецкого краеведа К.А. Докучаева-Баскова (1849-1916)

Во время великого каргопольского пожара 1765 года, уничтожившего почти весь город, Христорождественский собор (освящ. 1562 г.) сильно пострадал. По сводам и стенам прошли трещины, была утрачена значительная часть внутреннего убранства и многие документы. Из росписи собора сохранился лишь фрагмент фрески на западной стене, с изображением страшного суда.
Пять лет не решались начать восстановительные работы, так как по масштабу разрушений трудно было решить, что лучше – восстанавливать храм или строить заново. Только большая любовь и почитание гражданами города своей святыни позволили вновь восстановить храм. Были найдены средства и в 1778 году три из восьми престолов собора уже были освящены, хотя только в 1802 году были полностью закончены восстановительные работы. Город заново обрел главный храм. На ближнем к входу южном столпе собора расположена икона "Страшный суд", напротив которой на северном столпе после ее обретения и временного пребывания в Новгороде некогда размешалась чудотворная икона Казанской Божьей Матери.
К сожалению, в настоящее время в здании Христорождественского собора города Каргополя находится музей.

Образ Казанской-Каргопольской Богородицы – особо почитаемая и одна из первых икон возрожденного храма святого благоверного князя Александра Невского. Привезена она была из какого-то местечка Новгородской области в очень плачевном состоянии и помещена в антикварный магазин для продажи. Ее купил и пожертвовал храму в 1999-2000 г. прихожанин Орлов Олег Леонидович.

Множество жителей Великого Новгорода и области приходят и приезжают в храм свт. блгв. князя Александра Невского, чтобы приложиться к этому чудесному образу плачущей Богородицы.

Спас Вседержитель Божия Матерь Смоленская

Иконы Спасителя и Божией Матери Смоленской на сводах арки, обращенные друг к другу, выделяются из общего ряда икон, находящихся в храме. Лики обрамлены в тканевую основу, которая украшена жемчугом и драгоценными камнями. Сделаны они с Божией помощью руками Ларисы Васильевны Чичвариной. Стоя перед ними, осознаешь, что икона есть окно в мир Божественного бытия.

Плащаница Божией Матери

В 2007 году, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, была изготовлена плащаница Божией Матери. Прихожане сами собирали на нее средства, молились. Лариса Васильевна Чичварина вышила ее бисером и жемчугом. По краям плащаницы слова: « О дивное чудо! Источник жизни во гробе полагается и лестница к небеси гроб бывает, радуйся о упование и спасение наше».

Низкий поклон всем, кто принимал участие в создании плащаницы!

Иконографический состав высокого иконостаса

Цикл бесед

Данный материал знакомит читателей, в том числе прихожан, с иконостасом Свято-Покровского храма д.Дьячево.

Надо отметить, что иконостас в храме построен по типу высокого русского иконостаса.

Все иконы написаны при строительстве храма современными иконописцами.

иконостас Покровского храма д.Дьячево


Иконоста́с (ср.-греч. εἰκονοστάσιον) — алтарная перегородка, более или менее сплошная, от северной до южной стен храма, состоящая из одного или нескольких рядов упорядоченно размещённых икон, отделяющая алтарную часть православного храма от остального помещения.


Таким образом, 5-ярусный иконостас нужно рассматривать сверху вниз.
1. Вначале на иконостасе показывается ожидание человечеством обещенного Богом Спасителя,
2. затем явление Христа в мир и
3. совершенное Им искупление.

Деисусный «чин есть завершение исторического процесса: он образ Церкви в ее эсхатологическом аспекте». Здесь святые показаны соединенными со Христом как единое тело.

Если сверху вниз содержание иконостаса показывает Божественное откровение и домостроительство спасения человечества, то программа изображений на царских вратах в местном ряду показывает путь к спасению каждому верующему. В Благовещении Мария согласилась стать Матерью Христа, и в Ней соединилось земное и небесное. Так же и сами врата соединяют храм с алтарем — образом небесного мира и рая. Через евангелистов весть о спасении прошла во все концы мира. Наконец в образе Евхаристии над царскими вратами показано принятие людьми Христа и соединение с Ним.

Как в евхаристической молитве на литургии поминаются в вере почившие ветхозаветные праотцы, отцы, патриархи, пророки, новозаветные апостолы, мученики, исповедники, а потом и все живые и находящиеся в храме верующие, так и иконостас как бы не замкнут. Его продолжают собравшиеся в храме христиане.

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом — Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) — Северные врата, справа — Южные. Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями.
В нашем храме имеются только северные врата.

Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии — Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии — Причащения апостолов Христом.

Справа от Царских врат икона Спасителя, слева — икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы Господских и Богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм. В нашем случае храмовый образ это "Покров Пресвятой Богородицы" .

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители. В нашем храме на северной диаконской двери изображен святой пророк Иоанн Предтеча - Ангел пустыни. Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. У нас именно так, вторым рядом идет Праздничный чин и только третьим Деисус. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

Деисусный чин — главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения — Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева — Богоматери, справа — Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников.

Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением — «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения. Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств.

Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила — камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма). В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей — Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда — «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная».


Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666—1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться). Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

(22 голоса : 4.7 из 5 )

Справа от Царских врат расположена икона Спасителя, где Он изображен с Книгой и благословляющим жестом. Слева – икона Богородицы (как правило, с Младенцем Иисусом на руках). Христос и Богородица встречают нас во вратах Царства Небесного и ведут к спасению через всю нашу жизнь. Господь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (); «Я – дверь овцам» (). Богородицу называют Одигитрией, что значит»путеводительница» (обычно здесь и помещают иконографический вариант Богоматери Одигитрии).

Икона, следующая после образа Спасителя (справа по отношению к предстоящим), изображает святого или праздник, в честь которого данный храм назван. Если вы вошли в незнакомый храм, достаточно посмотреть на вторую икону справа от Царских врат, чтобы определить, в каком храме вы находитесь – в Никольском храме на этом месте будет образ св. Николая Мирликийского, в Троицком – икона Святой Троицы, в Успенском – Успение Пресвятой Богородицы, в храме Космы и Дамиана – образ свв. бессребреников и т.д.

Кроме Царских врат, в нижнем ряду расположены также южные и северные двери (называемые ещё диаконскими , потому, что именно диакон в процессе богослужения пользуется ими чаще других). Как правило, они гораздо меньшего размера и ведут в боковые части алтаря – жертвенник, где совершается Проскомидия, и дьяконник или ризницу, где священник облачается перед литургией и где хранятся облачение и утварь. На дьяконских дверях обычно изображают либо архангелов, символизирующих ангельское служение священнослужителей, либо первомучеников архидиаконов Стефана и Лаврентия, показавших истинный пример служения Господу.

Изнутри Царских врат привешивается (греч. καταπέτασμα - катапетасма), которую открывают или закрывают в определенные моменты богослужения.

Царские врата открываются только во время богослужения и только в определенные его моменты. Во время Светлой (Пасхальной) седмицы не затворяются целую неделю в знак того, что Иисус Христос отверз нам врата Небесного Царствия.

Царские врата отверзаются во время Литургии:

– для Малого входа с Евангелием, знаменующего явление Господа на проповедь Евангелия, а по прочтении Евангелия затворяются;

– для Великого входа, на котором Святые Дары переносятся с жертвенника на престол, после закрываются, что обозначает сошествие Спасителя во ад;

– при изнесении Святых Даров для причащения народа, что изображает явление Господа Своим ученикам по воскресении, вознесение на небо и Открытие Царства Небесного.

Сквозь царские врата позволяется проходить только священнослужителям.

В иконостасе обычно три двери (врата), ведущие в алтарь: посредине иконостаса, прямо перед престолом - Царские врата, слева от Царских врат (по отношению к находящимся перед иконостасом) - Северные врата, справа - Южные.

Боковые врата иконостаса называются дьяконскими дверями. Царские врата принято открывать только во время богослужения (в русском богослужении только в определенные моменты). Через них могут проходить только священнослужители, совершая положенные богослужебные действия. Дьяконские двери могут в любое время использоваться для простого (не имеющего символического смысла) входа и выхода из алтаря. Также через них могут при необходимости проходить члены церковного причта (помогающие священнослужителям при совершении службы).

Сюжеты икон в иконостасе и их порядок имеют определенные сложившиеся традиции. Иконографический состав иконостаса выражает содержание и смысл происходящего в храме богослужения. Однако некоторые из сюжетов могут заменяться или варьироваться, что вызвано историческим развитием иконостаса и наличием местных особенностей. Наиболее распространенный состав русского иконостаса следующий:

Нижний ряд (или по-другому «чин») - местный

В нём располагаются Царские врата с изображением на двух створках Благовещения и четырёх евангелистов. Иногда изображается только Благовещение (фигуры Архангела Гавриила и Богоматери в рост). Встречаются ростовые изображения святителей, чаще всего составителей литургии - Иоанна Златоуста и Василия Великого. Обрамление Царских врат (столбики и венчающая сень) могут иметь изображения святителей, диаконов, а сверху икону Евхаристии - Причащения апостолов Христом. Справа от Царских врат икона Спасителя, слева - икона Богоматери, изредка заменяемые на иконы господских и богородичных праздников. Справа от иконы Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона того праздника или святого, в честь которого освящен данный храм.

Lotusalp , GNU 1.2

На дьяконских дверях чаще всего изображены архангелы Гавриил и Михаил, иногда святые архидиаконы Стефан и Лаврентий, могут изображаться ветхозаветные пророки или первосвященники (Моисей и Аарон, Мелхиседек, Даниил), бывает изображение благоразумного разбойника, редко другие святые или святители.

неизвестен , Public Domain

Встречаются дьяконские двери с многофигурными сценами на сюжеты книги Бытия, рая и сцены со сложным догматическим содержанием. Остальные иконы в местном ряду могут быть любые. Это определяется желанием самих создателей иконостаса. Как правило, это местночтимые иконы. Из-за этого ряд и назван местным.

Второй ряд - деисус, или деисусный чин

(В иконостасах позднее середины XVII века, а также во многих современных иконостасах вместо деисусного чина над местным рядом помещается праздничный чин икон, ранее всегда располагавшийся третьим. Это вероятно вызвано мелким масштабом изображений на многофигурных праздниках, которые на большой высоте хуже видны. Однако это перемещение нарушает смысловую последовательность всего иконостаса.)

неизвестен , Public Domain

Деисусный чин - главный ряд иконостаса, с которого началось его формирование. Слово «деисис» в переводе с греческого означает «моление». В центре деисуса всегда икона Христа. Чаще всего это «Спас в силах» или «Спас на престоле», в случае поясного изображения - Христос Пантократор (Вседержитель). Редко встречаются оплечные или даже оглавные изображения. Справа и слева иконы предстоящих и молящихся Христу: слева - Богоматери, справа - Иоанна Предтечи, далее архангелов Михаила (слева) и Гавриила (справа), апостолов Петра и Павла. При большем количестве икон состав деисуса может быть разным. Либо изображаются святители, мученики, преподобные и любые святые, угодные заказчику, либо изображаются все 12 апостолов. Края деисуса могут быть фланкированы иконами столпников. Изображенные на иконах деисуса святые должны быть повернуты в три четверти оборота ко Христу, так что они показаны молящимися Спасителю.

Третий ряд - праздничный

В нём помещаются иконы основных событий Евангельской истории, то есть двунадесятых праздников. Праздничный ряд, как правило, содержит иконы Распятия и Воскресения Христа («Сошествие во ад»). Обычно включается икона Воскрешения Лазаря. В более расширенном варианте могут включаться иконы страстей Христовых, Тайной вечери (иногда даже Евхаристия, как над Царскими вратами) и иконы связанные с Воскресением - «Жены мироносицы у гроба», «Уверение Фомы». Заканчивается ряд иконой Успения.

Андрей Рублев и Даниил , Public Domain

Иногда в ряду отсутствуют праздники Рождества Богоматери и Введения во храм, оставляя больше места иконам страстей и Воскресения. Позднее в ряд стала включаться икона «Воздвижение Креста». В случае, если в храме несколько приделов, в боковых иконостасах праздничный ряд может варьироваться и сокращаться. Например, изображаются только евангельские чтения в недели после Пасхи.

Четвертый ряд - пророческий

В нём помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Иногда в руках у пророков изображаются приводимые ими символы и атрибуты их пророчеств (например, у Даниила - камень, самостоятельно оторвавшийся от горы как образ Христа родившегося от Девы, у Гедеона орошенное росою руно, серп у Захарии, у Иезекииля затворенные врата храма).

неизвестен , Public Domain

В центре ряда обычно икона Богоматери Знамение, «заключающая в лоне Своем образ родившагося от Нея Сына», или Богоматерь с Младенцем на престоле (в зависимости от того, поясные или ростовые изображения пророков). Однако есть ранние примеры пророческих рядов без иконы Богоматери. Количество изображаемых пророков может варьироваться в зависимости от размеров ряда.

Пятый ряд - праотеческий

В нём располагаются иконы ветхозаветных святых, в основном предков Христа, в том числе первых людей - Адама, Евы, Авеля. Центральная икона ряда - «Отечество» или позднее так называемая «Троица Новозаветная». Существуют серьёзные возражения против возможности употребления этих иконографий в православной иконописи. В частности они были категорически запрещены Большим Московским собором 1666-1667 гг. Возражения основываются на невозможности изображения Бога Отца, попытка которого прямо делается в образе Ветхого Деньми (Днями) (в древности Ветхий Деньми был изображением только Христа, грядущего воплотиться).

anonimus , Public Domain

Ещё одним доводом в пользу отказа от этих двух икон является искаженное в них представление о Троице. Именно поэтому в некоторых современных иконостасах центральным образом праотеческого ряда сделана икона «Троица Ветхозаветная», то есть изображение явления трех Ангелов Аврааму. Самым предпочтительным иконографическим изводом «Троицы» признается икона Андрея Рублева. Однако изображение «Отечества» и «Троицы Новозаветной» получили сильное распространение и до сих пор употребляются в иконописи.

Завершение

Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (также в форме креста). Иногда по сторонам креста ставятся иконы предстоящих, как на обычной иконе Распятия: Богоматерь, Иоанн Богослов и даже иногда жены-мироносицы и сотник Лонгин.

Дополнительные ряды

В конце XVII века иконостасы могли иметь шестой и седьмой ряд икон:

  • Страсти апостольские - изображение мученической кончины 12 апостолов.
  • Страсти Христовы - подробное изложение всей истории осуждения и распятия Христа.

Эти дополнительные ряды икон не включаются в богословскую программу классического четырёх-пятиярусного иконостаса. Они появились под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.

Кроме того, в самом низу на уровне пола под местным рядом в это время помещались изображения дохристианских языческих философов и сивилл, с цитатами из их сочинений, в которых усматривались пророчества о Христе. Согласно христианскому миропониманию, они хотя и не знали Христа, но стремились к познанию истины и могли неосознанно дать пророчество о Христе.

Что еще почитать