Процесс внутренней колонизации в западной европе. Внутренняя колонизация: модель для развертки. Смотреть что такое "колонизация" в других словарях

Чтобы найти новые земли, вовсе не обязательно было отправляться в далекие странствия. Неиспользуемых земель хватало и в самой Европе. Другое дело, что освоить их было непросто, ведь это по большей части леса, болота. Леса надо было вырубать, болота осушать, а такой труд очень тяжел.

И тем не менее на протяжении нескольких столетий облик Европы преобразился. Усилиями многих поколений крестьян были расчищены огромные территории, раньше совершенно непригодные для сельского хозяйства. Больше пахотной земли - значит, больше хлеба, меньше опасность голода.

В этой внутренней колонизации крестьянам нередко помогали государи и вообще крупные сеньоры. Они освобождали от податей на какой-то срок деревни, возникшие на расчищенных землях. Сеньорам было выгодно, чтобы в их владениях жило больше крестьян, больше обрабатывалось земли, больше возникало деревень и сел, приносивших доход.

В освоении новых земель серьезное участие приняли и монахи. Монастыри возникали, как правило, в самых глухих уголках Европы. Несколько десятилетий спустя вокруг этих аббатств уже были ухоженные поля, сады и огороды, мельницы и виноградники. Особенно прославился такой работой орден цистерцианцев (от названия главного монастыря - Цистерциум). Трудолюбие монахов-цистерцианцев не знало пределов. Страшные лесные дебри они превращали в образцовые хозяйства. Но и сил зависимых крестьян монахи не щадили.


Монахи-цистерцианцы валят лес. Миниатюра (XIII в.)

В некоторых районах Европы, например в Нидерландах, использовали под сельское хозяйство каждый клочок земли, но ее все равно не хватало. Крестьяне в тех краях даже повели наступление на море. Чтобы защититься от наводнений, они строили дамбы, а порой насыпали настоящие острова из камней и мусора, на которых впоследствии устраивали пастбища.

В результате внутренней колонизации трудом многих поколений Европа постепенно стала приобретать все более обихоженный облик.

«Натиск на Восток»

Из таких перенаселенных областей Европы, как Нидерланды и некоторые районы Германии, началось постепенное перемещение населения на Восток - за реку Эльбу.

За Эльбой жили славянские племена, которые появились там после того, как во время Великого переселения народов германцы оттуда ушли. Славяне между Эльбой (Лабой) и Одером (Одрой) были язычниками. Государство у них еще не возникло, хотя уже появились крупные племенные союзы. Судьба этих славянских племен оказалась тяжелой. С востока завоевательные походы в их земли то и дело устраивало Польское королевство. Но еще опаснее был нажим с запада - со стороны германских князей.



Христианин и араб, играющие в шахматы. Миниатюра (XIII в.)

Крупные германские сеньоры, как светские, так и церковные, очень хотели расширить свои владения на Востоке за счет земель славянских племен. Началась борьба, которая заняла несколько веков, за покорение славян между Эльбой и Одером. С обеих сторон было проявлено сполна коварства и жестокости. Уже вроде бы покоренные славяне много раз восставали и отказывались от навязанного христианства. Славянские вожди то возглавляли эти восстания, то начинали поддерживать немцев.

Решающее слово в этой борьбе сказали крестьяне, те самые, что отправились искать лучшей жизни в отвоеванные у славян земли. Немецкие герцоги, графы и епископы всячески приглашали поселенцев, потому что понимали, что завоеванные земли надо еще удержать, а для этого их нужно заселить. Поселенцы получали много земли на хороших условиях и ради нее готовы были жить долгие годы в беспокойном германо-славянском пограничье.

Так германские князья завоевали, а пришлые поселенцы заняли и удержали земли славянских племен. Немало славян, как, впрочем, и немцев, в эти столетия погибли или бежали. Но многие остались и постепенно слились с новопоселенцами, передав им часть своих обычаев. Их земли вошли в состав империи точно так же, как когда-то после еще более упорного сопротивления в державу Карла Великого были включены земли саксов. И в том, и в другом случае завоевание сопровождалось обращением покоренных в христианство.

С XIII в. немецкая военная колонизация началась и в Восточной Прибалтике - Пруссии и Ливонии.

Реконкиста

На противоположном конце Европы - Пиренейском полуострове - тоже шла военная колонизация. Еще в VII-VIII вв. почти весь полуостров, кроме северной гористой части, был занят арабами (или, как их называли в Европе, маврами). Но вскоре христиане начали многовековую борьбу за отвоевание этих земель. По-испански Реконкиста и означает Отвоевание. Реконкиста продолжалась до конца XV в., но главные успехи были сделаны в XI-XIII вв. Это то самое время, когда крестоносцы рвались к Иерусалиму, а германские князья и крестьяне вытесняли западнославянские племена. Шло как бы одновременное наступление во все стороны. Реконкиста не была делом одних испанцев и португальцев - на войну с маврами шли рыцари со всей Европы. Крестьяне осваивали то, что было завоевано мечом.

Христиане не только воевали с маврами - они многому у них учились. Исламская культура в X-XII вв. была очень развитой, арабские мудрецы славились по всему миру. Немало европейцев отправлялись в арабскую Испанию за знаниями.


Этапы реконкисты

Вот лишь один пример того, как Европа училась у мавров. Весь мир сейчас пользуется цифрами, которые называются арабскими (хотя изобрели их в Индии). Эти цифры пришли в христианскую Европу, по-видимому, из Испании.

Внутренняя колонизация и завоевания христиан на Западе и Востоке как бы «расширили» пределы Западной Европы. Знакомство с иными народами и их обычаями дало много полезного для европейской культуры.

Вопросы

1. Покажите на карте Европы основные направления военно-колонизационных движений в средние века.

2. В старых монашеских орденах - бенедиктинском и клюнийском - самые тяжелые работы выполняли зависимые от монастырей крестьяне. Случайно ли возникший в самом конце XI в. орден цистерцианцев обязал самих монахов поднимать целинные земли?

3. Можно ли решить, кто прав, а кто виноват в бесконечных столкновениях немцев и славян в XI-XIII вв.?

4. Почему европейцы не смогли удержать Палестину, но сумели отвоевать у сарацин Испанию?

Из испанского эпоса «Песнь о моем Сиде» (XII в.)

Испанский героический эпос о Сиде посвящен подлинным событиям и подлинным людям. Его главный герой - испанский рыцарь Родриго (Руй Диас) (ок. 1040-1099), прозванный арабами Сидом (Господином). Руй Диас во главе отряда отчаянных воинов успешно воевал с маврами то как вассал испанского короля, а то и на собственный страх и риск. Порой переходил он на службу и к кому-нибудь из знатных и богатых мавров. В результате его походов и набегов значительная часть Испании оказалась снова под властью христиан.

До моря известно стало о Сиде. С вассалами он в веселье великом: Победу ему ниспослал Всевышний. Ночами с ним ходит в набеги дружина, В Гухеру с Хативой с боем вступила, В Денью ворвалась, к югу спустившись. До моря разграбил он край сарацинский, Пенья-Кадьелья ему покорилась. Покорилась Сиду Пенья-Кадьелья. Хатива стонет, скорбит Гухера, Валенсия тоже в горе безмерном. Так, грабя врагов, разоряя всю область, Днем отсыпаясь, в набегах ночью, Беря города, он прожил три года. Валенсийцам урок преподал мой Сид: Не выйти им из ворот городских. Сады он их вырубил, вред им чинит. Мешает в город хлеб подвозить. Валенсийцы в горе: что делать им? Не подводят хлеб ни с какой стороны. Ни сына отец, ни родителя сын, Ни друга друг не научат, как быть. Плохо дело, сеньоры, коль нет еды, Коль мрут от голода жены с детьми. Валенсийцы не знают, как им спастись. Королю Марокко шлют весть они, Но им пособить у него нет сил - Войну за Атласом он должен вести. Рад Кампеадор* этой веста был... Велел, чтоб в Касгилье кликнули клич: Тот, кто быть хочет богат, а не нищ, Пусть к Кампеадору примкнуть поспешит - Валенсией он овладеть решил. «Кто хочет идти на Валенсию с нами По доброй воле - других мне не надо,- Тех в Сельфском ущелье три дня ожидаю». Промолвил это Кампеадор, Вернулся в Мурвьедро, что им покорен. Везде его клич разнесен молвой. Прослышав, как щедр и удачлив он, Валят к нему христиане валом. Повсюду молва шумит про него. Кто примкнул к нему, тот уже не уйдет. Мой Сид де Бивар* все богаче казной. Рад он, что рать у него растет, Не медлит, в поле выводит ее. Валенсию взял биварец в кольцо, Подступы занял со всех сторон, Маврам отрезал и выход, и вход, Давали ему валенсийцы отпор Девять месяцев ровно - немалый срок. Настал десятый - их войско сдалось. Большое веселье царило кругом, Когда в Валенсию Сид вошел. Стал конным тот, кто был пеш до сих пор. Разжились все золотом и серебром. Сделался там богачом любой. Взял пятую часть мой Сид от всего - Тридцать тысяч марок ему пришлось, А прочей добыче кто знает счет? Ликует мой Сид, что в час добрый рожден: Взвилось над алысасаром* знамя его... Богаты изгнанники*, всеми довольны, Все щедро взысканы Кампеадором, Даны дома и земли любому. Платит мой Сид, не скупясь нисколько, Даже тем, кто пришел в Валенсию позже. Но видит мой Сид: всем уйти охота И добычу свою увезти с собою. По совету Минайи* приказ он отдал: Коль, руки не целуя, домой без спросу Уйдет кто-нибудь и окажется пойман, Пусть отберут все добро у такого, На кол посадят нещадно и тотчас. Мой Сид все дела устроил как должно, Призвал Минайю, так ему молвил: «Коль вы согласны, узнать мне угодно, Скольким богатство дано было мною. Пусть всех людей перепишут по счету, И если кто убежать захочет, Пусть отберут у него нажитое И тем отдадут, кто не бросил город». «Вот мудрый приказ» - Минайя одобрил. Мой Сид созвал дружину на сбор, Велел сосчитать пришедших бойцов. Тридцать шесть сотен их было всего. Улыбнулся мой Сид - и рад он, и горд. «Славен Господь наш во веки веков! Не столько нас из Бивара ушло. Мы богаты, а станем богаче еще. Я вас, Минайя, коль вы не прочь, Пошлю в Кастилью: там у нас дом, Там наш сеньор, король дон Альфонс. Из того, что добыть нам здесь удалось, В дар ему сто коней возьмите с собой. За меня поцелуйте руки его, Просите, чтобы дозволил мне он Супругу с детьми увезти оттоль. Скажите, что я пришлю за семьей, Что доний Химену, Эльвиру и Соль С почетом великим и честью большой Доставят в край, что мной покорен». Ответил Минайя: «Исполню все». И стал собираться без лишних слов. С собой сто воинов взял посол, Чтоб не знать в пути ни забот, ни тревог... Покуда мой Сид веселился с дружиной, Пришел к ним с востока достойный клирик, Епископ Жером, господний служитель, Разумный и сведущий в мудрости книжной, Отважный и в пешей, и в конной стычке. Наслышался он про подвиги Сида И с маврами жаждал помериться силой: Позволь ему только схватиться с ними - Вовек бы слез христиане не лили. Был рад ему очень мой Сид Руй Диас. «Мне, Бога ради, Минайя, внемлите. В благодарность Творцу за великую милость Епархию здесь на земле валенсийской Для дона Жерома решил учредить я, А вы эту весть доставьте в Кастилью». Речь Сида пришлась Минайе по нраву. Епископский стол Жеромом был занят. Получил он землю, зажил в достатке. О Боже, как все христиане рады, Что епископ в Валенсию к ним назначен!

(Кампеадор («воитель») - прозвище Сида. )

( Бивар - название замка Сида. )

( Алькасар - в Испании название городской цитадели, кремля. )

( Сид и его вассалы были изгнаны королем Альфонсом VI из Кастилии, но позже за победы над маврами прощены. )

( Минайя - родственник и самый верный соратник Сида. )

Вопросы

1. Покажите на карте, в каком районе Европы происходит действие поэмы.

2. Попробуйте определить, что за люди шли в отряд Сида и с какими целями?

3. Почему изгнанный королем Сид шлет ему подарки, а затем даже передает ему отвоеванную Валенсию?

4. Только ли невероятной щедростью Сида объясняется его желание одаривать домами и землями даже тех, кто не участвовал в осаде Валенсии? Кстати, откуда Сид взял эти дома и земли?

5. Почему Сид так строг к желающим покинуть завоеванный город?

6. Как вы думаете, откуда родом мог быть епископ Жером?

7. Почему Сид создает епископство, даже не испросив разрешения у церковных властей?

8. Зачем Сиду понадобилось вызывать свою семью в только что отвоеванный у арабов город?

Профессор Кембриджского университета Александр Эткинд последние несколько лет ведет историко-культурологические исследования процессов внутренней колонизации. Сегодня этому явлению посвящаются целые международные научные конференции и исследовательские сборники, а недавно Александр Эткинд провел цикл лекций о внутренней колонизации в нескольких российских университетах. Если говорить коротко, то внутренняя колонизация – это процесс освоения государством собственной территории и собственного народа. Корреспондент РР встретился с Александром Эткиндом в одном из московских кафе и расспросил о подробностях того, как и зачем государство осваивает само себя и к чему это приводит.

Профессор Кембриджского университета Александр Эткинд

Фото из архива Европейского Университета в Санкт-Петербурге

– Один из первых тезисов вашей лекции, прочитанной в ВШЭ: когда у государства заканчиваются ресурсы – государство берется за свой народ. Получается, что внутренняя колонизация – это своего рода антикризисная мера, имеющая прежде всего материальную природу и последствия?

– Не совсем так. Внутренней колонизации всегда предшествует внешняя – расширение границ. Остается какое-то пространство внутри: пустое или полное, известное или неизвестное. Чем больше страна расширяется вовне, тем больше остается черных дыр внутри. Колонизация – это заполнение черных дыр и цивилизация, просвещение, эксплуатация их обитателей. В России экспансия границ, особенно на Восток, шла в поисках сырья. В средние века велись поиски меха, чтобы экспортировать его. Потом мех исчез, а пространство осталось. Началась внутренняя колонизация.

– Пессимисты и футурологи пугают тем, что нефти в мире осталось на пару десятков лет. Представим, что нефть неожиданно кончилась – главный ресурс России исчез. Начнется новая внутренняя колонизация?

– Ну, что-то будет… Естественно, государству будут нужны новые источники дохода. Некоторые люди из тех, что руководят государством, предаются фантазиям, что когда закончится нефть, можно будет экспортировать что-то еще, например воду. Но если экспортировать будет нечего, придется иметь дело с людьми.

В моей книге я подробно рассматриваю историческую аналогию: экспорт меха, на котором поднималось Московское государство, и что произошло, когда пушнина закончилась. Тогда началось смутное время. Потом, на более цивилизованных началах, возникла Российская империя. Что-нибудь такое будет и тогда, когда закончится нефть или перестанет пользоваться спросом.

– Является ли процесс установления государства и освоение территорий властной группой синонимом внутренней колонизации?

– Нет. Процесс колонизации определяется культурной дистанцией. Когда культурные различия между властью и людьми достигают критической массы, можно говорить о колонизации. Когда американцы покоряют индейцев или русские войска горцев Кавказа – это колонизация, основанная на культурных различиях. А зачем войска шли на Кавказ? Они верили, что там есть какие-то ценные ресурсы, но никаких ресурсов там не нашли. Надеялись на то, что там будет развиваться шелководство – оно так и не развилось. Нашли нефть, но там она почти кончилась.

– Одним из результатов внутренней колонизации вы называли отчуждение народа от власти. Почему так происходит и видите ли вы в современной России нечто подобное?

– Отчуждение возникает, потому что колонизация сочетает социальную власть с культурной дистанцией, тогда как в других ситуациях, например в демократическом или тоталитарном обществах, власть осуществляется без строительства культурных различий между сувереном и подданными.

– Во время лекции вы рассказывали, что Петр I, сбривая боярам бороды, создал иерархию власти по признаку, похожему на расовый, когда носители власти видимо отличались от народа. В таком случае на каком принципе устроена современная иерархия власти?

– Многие общества в колониях были построены по принципу доминирования высшей расы, которая управляет в свою пользу, а низшая раса работает – тростник возделывает и так далее. Между ними есть видимые различия – например, цвет кожи. Но прошли века, возникла демократия, в которой все имеют права, но одни стали богатыми, другие – бедными. И, к сожалению, уровень дохода очень часто коррелирует с расовыми различиями, а также уровень образования, продолжительность жизни и так далее… Но тем не менее в демократическом обществе все участвуют в выборах: есть экономическое превосходство, но есть и политическое равенство, поэтому с бедными людьми приходится считаться. Во многих ситуациях они голосуют гораздо более слаженно, чем белые и богатые. В этом заключается механизм баланса, противовеса. А в России мы пока видим чудовищное социально-экономическое расслоение – гораздо более сильное, нежели в странах с напряженными социальными неравенствами, в Англии или США. Там и тут все это очень уродливо. Но контрсовременная экономика, основанная на эксплуатации сырья, приводит к формированию сословного общества. Об этом сейчас говорят и российские социологи. Только отличие сословного общества Российской империи в том, что там эти сословия были прописаны в законе, который учили в школе. А в современной России сословное общество антиконституционно и нелегально. Существуют многие признаки сословного общества, например, разные наказания для людей разных сословий за одни и те же преступления, или разный доступ к образованию и госслужбе, или передача статуса по наследству. Социальные неравенства наследуются везде, но, скажем, в Англии, когда человек умирает, половина его имущества уходит в налоги. Это механизм выравнивания: государство эти деньги перераспределяет, а наследник получает только половину, и если он не умножает полученное своим трудом или удачей, семья непременно беднеет. В России не так. Есть сильные и богатые люди, и они хотят, чтобы их дети тоже были сильными и богатыми. Никто этому не противодействует, хотя источник их силы и богатства обычно не производительный труд, а причуды сырьевой экономики.

– В чем сегодня вы видите отражение внутриколониального прошлого России?

– Я не верю в историческую инерцию, я верю в память места. В Кремле, например, есть такая память, которая действует на правителей. Петр I бежал из Москвы, чтобы изменить страну, потом с той же целью большевики бежали из Питера. В России, начиная со Средних веков, возникла привычка к тому, что носители власти воспринимаются как люди другой природы, живущие другой жизнью, чем остальные. Определенные институты, которые держались очень долгое время, как империя Романовых или Компартия СССР, загоняли страну в тупик, власть сменялась катастрофически. Политической демократии, которая уравнивает избирателей и избранных, так и не появилось. На смену одним авторитарным институтам надолго приходили другие.

– В современном политическом дискурсе часто звучат призывы к деколонизации: «Хватит кормить Кавказ» и т.д. Как вы считаете, с чем связана эта тенденция?

– Нынешний имперский режим власти надоел не только тем, кого он подавляет в колониях. Люди на Кавказе говорят «уходите отсюда», как когда-то говорили в Индии. Но и люди в Москве говорят «хватит кормить Кавказ». Такое тоже было сильно распространено в Великобритании, когда речь шла об Индии, которая давно перестала себя окупать, а на нее тратились ресурсы, которые были нужны самой метрополии. Эти два разных процесса могут как-то координироваться, а могут никак не координироваться. Один больше похож на деколонизацию, другой – на антиимперский протест метрополии против собственной империи.

– Внутренней колонизацией России интересуются прежде всего зарубежные исследователи – отечественные участники вашего сборника по внутренней колонизации в меньшинстве. Вам не кажется это парадоксальным?

– В нашем сборнике «Там, внутри» тысяча страниц, и статьи написаны учеными из разных стран – от Америки до Японии, включая авторов из России и Украины. Один редактор москвич, другой немец из Баварии, я работаю в Англии. К сожалению, славистика и русистика сейчас оказываются более развиты за рубежом – в Америке, Англии, Германии. Я знаю, что на кафедры славистики в СПбГУ или МГУ огромный конкурс: значит, люди хотят там учиться. Но государство сокращает бюджетные места.

КОЛОНИЗАЦИЯ

(от лат. colonia - поселение) - 1) Основание поселений в к.-л. стране; 2) заселение и освоение пустующих и окраинных земель (т. н. внутренняя К.).

К. как основание поселений в к.-л. стране имела широкое распространение уже в древнем мире; она характерна как для древневост. (Ассирия, Финикия), так и античных (греч. полисы, Рим) гос-в. О К. в древности см. Колонии античные, а также Античные города в Северном Причерноморье.

Крупные передвижения племен периода раннего средневековья (Великое переселение народов и др.) заканчивавшиеся оседанием племен на новых терр." приводили к сложным взаимоотношениям между местным населением и пришельцами, к значит. социально-экономич. и этнич. переменам и сыграли большую рол" в генезисе феод. отношений (см. Феодализм). В качества примера можно привести К. Балканского п-ова славянами в 6-7 вв.

Воен.-колонизац. предприятия представляли собой крестовые походы 11-13 вв. на Бл. Восток.

В нем. бурж. историографии (работы Кечке, Хампе и мн.др.) всячески превозносится т. н. нем. колонизация в Вост. Европе, начавшаяся со времен Карла Великого, достигшая кульминац. пункта в 13 в. К продолжавшаяся в 17-18 вв. и позднее; утверждается, что она сыграла решающую роль в подъеме с. хозяйства, промышленности, торговли, культуры зап. славян, Венгрии. В марксистской ист. науке не оспаривается тот факт, что нем. колонисты -ремесленники, крестьяне принесли с собой известный хоз. опыт и усовершенствованную технику. Но при этом разграничивается нар. К. и захватнич. цели, преследовавшиеся при К. нем. феодалами - организаторами К. Последнее и определило отрицат. роль нем. К. как формы покорения слав. и др. населения и захвата слав. земель. Она носила далеко не "мирный" характер (как часто представляет реакц. бурж. историография), а сопровождалась в ряде р-нов ожесточ. войнами и физич. уничтожением слав. и др. населения (подробнее см. в ст. "Дранг нах Остен").

Наряду с основанием поселений (как гор., так и сельских) в завоеванных странах и землях (фактории Венеции и Генуи, нем. колонии) в ср. века имела место т. н. внутр. К., т. е. постепенное (длившееся столетиями) заселение и хоз освоение свободных, пустующих земель собств. страны, сопровождавшееся переселением части населения из прежних мест обитания на новые места. В нек-рых странах внутр. К. проходила также в процессе отвоевания страны у захватчиков (напр., в ходе, в Испании). В странах Зап. Европы внутр. К. делает особенно заметные успехи в 12-14 вв. Происходит расчистка залежных земель, раскорчевка лесных р-нов; на их месте появляются пашня и многочисл. деревни. Внутренняя К. являлась свидетельством прогресса производит. сил феод. общества: происходило расширение посевных площадей, увеличение произ-ва с.-х. продукции. Стремясь к увеличению зем. ренты и расширению сферы своей власти, феодалы и церковь выступали подчас инициаторами К., привлекая различными льготами в новые поселения крестьян (см. Госпиты), ремесленников. Но решающую роль в процессе внутр. К. сыграло крестьянство, силами к-рого осуществлялось освоение новых земель и к-рое чаще всего было зачинателем К. Для крестьянства К. представляла не только средство расширения размеров х-ва, но и способ облегчения феод. зависимости, т. к. вновь освоенные земли использовались крестьянами либо на льготных условиях, либо вообще в качестве свободной зем. собственности (по крайней мере, в первое время). Очень широкие размеры К. приобрела в России (см. ниже).

В период нового времени мн. страны Азии, Африки, Лат. Америки путем воен. и экономич. принуждения были превращены в колонии в том значении, какое придается этому слову в настоящее время, и стали объектом капиталистической эксплуатации (см. Колонии и колониальная политика). На протяжении нового времени не прекращается и К. путем организации переселенч. колоний эмигрантами стран-метрополий, при этом утверждение колонистов на новой терр. часто ведет и к ее колониальному подчинению. Типичным примером организации переселенч. колоний может служить амер. континент (а также англ. К. Австралии и Новой Зеландии, голл. и англ. К. Юж. Африки). Процесс К. часто сопровождался истреблением или оттеснением коренного населения на неудобные земли и организацией резерваций (в Сев. Америке, а также в Австралии, Юж. Африке). Одновременно шел процесс частичного смешения пришлого и коренного населения. В США потомки переселенцев из разных стран Европы составляют большинство населения этой страны. За 1820-1960 в США прибыло ок. 42 млн. чел., из к-рых ок. 34 млн. ранее 1921. Наличие огромных массивов необработанных земель на З. создавало возможность прибывшим в Сев. Америку из Европы колонистам приобретать на З. зем. участки, создавая там самостоят. фермерские х-ва. Быстрому заселению и освоению земель на З. способствовало превращение после войны за независимость в Сев. Америке 1775-83 территории к Зап. от Аллеган в "общественные земли". Большую роль в К. играло массовое движение скваттеров. Изданный во время гражд. войны гомстед-акт (1862) явился наиболее важным законом в истории К. зап. земель США. Заселение зап. земель быстро подвинулось вперед, и вскоре начальная стадия К. США была закончена (однако отведение земли для с.-х. обработки продолжалось и в 20 в.).

Проблеме К. уделяется значит. место в амер. бурж. историографии, особенно начиная с Ф. Дж. Тёрнера, к-рый попытался дать объяснения закономерностей амер. истории, отправляясь от наличия значит. фонда "свободных земель" и процесса их К., и провозгласил экспансию необходимым условием развития США. Вслед за Тернером проблему К. рассматривали Ф. Л. Пэксон, Д. Шефер, Д. Кларк и др. историки. При известной ценности фактич. материала работ амер. историков, посвящ. К., для них характерно изображение "идиллической" картины К. - игнорирование того факта, что зап. земли (к-рые они наз. "свободными") в действительности принадлежали индейцам; игнорирование роли революций в процессе К. зап. земель, а также дифференциации амер. фермеров-колонистов - т. е. процесса капиталистич. расслоения в фермерских х-вах. В сов. историографии К. рассматривается в связи с более широкой проблемой о путях развития капитализма в земледелии США, подчеркивается значение наличия земель на Западе для победы в США "амер." пути развития капитализма в с. х-ве; подчеркивается, что К. зап. земель сопровождалась истребит. войнами колонистов против индейских племен, что в новых р-нах развитие шло по капиталистич. пути, сопровождаясь капиталистич. расслоением среди фермеров. Сов. историки ставят проблему влияния К. на особенности капиталистич. развития не только на З., но и в вост. р-нах страны. Обращается внимание на то, что К. была одновременно и "отдушиной", смягчавшей (на время) острые социальные противоречия в р-нах "старого" заселения.

Лит.: Маркс К., Вынужденная эмиграция..., К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 8; его же, "Капитал", т. 1, гл. 25 ("Совр. теория К."), там же, т. 23; Энгельс Ф., Рабочее движение в Америке, там же, т. 21; Ленин В. И., Аграрный вопрос и силы революции, Соч., 4 изд., т. 12; его же, Маркс об американском "черном переделе", там же, т. 8; Заборов М. A., Крестовые походы, М., 1956; Конокотин А. В., Очерки по агр. истории Сев. Франции в IX-XIV вв., Иваново, 1958; Ефимов А. В., Очерки истории США, М., 1955; его же, "Свободные земли" Америки и ист. концепция Ф. Д. Тернера, в сб.: Из истории обществ. движений и междунар. отношений, М., 1957; Сапрыкин Ю. М., Англ. колонизация Ирландии в XVI - нач. XVII вв., М., 1958; Куропятник Г. П., О пути развития капитализма в земледелии США в домонополистич. эпоху, "ННИ", 1958, No 4; Очерки новой и новейшей истории США, т. 1, М., 1960; Самойло А. С., Англ. колонии в Сев. Америке в XVII в., М., 1963.

Л. Ф. Тоскин. Москва.

Колонизация в России. В 9-12 вв. слав. население Др. Руси постепенно колонизовало терр. в бассейнах pp. Оки, верхней Волги, Вятки, терр. Подвинья, Прионежья, Поморья и др. К. сев. частей Вост. Европы усилилась в 13-15 вв. в результате завоеваний монголо-татар и установления их господства. Одновременно запустели обширные степные и лесостепные р-ны к Ю. от Оки, ставшие местами кочевий завоевателей. Эти р-ны получили назв. Дикого поля.

В 16 - 1-й пол. 19 вв. колонизационные движения рус. населения были направлены преим. на Ю. и В. Они вызывались усиливавшимся феод.-крепостнич. гнетом. В 16-17 вв. бежавшие на окраины крестьяне и горожане были вынуждены вести непрерывную борьбу главным образом против грабительских набегов тат. и др. степных феодалов. В этих условиях К. приняла также характер образования воен. общин казаков (см. Казачество). Опираясь на осевшее к Ю. от Оки население, пр-во России закрепило за собой терр. Дикого поля. К. этих р-нов привела к образованию здесь мн. городов, распашке земель и развитию земледелия; со 2-й пол. 17 в. они становятся поставщиками хлеба и скота для центра страны. Сюда проникают и феодалы, к-рые стали получать от пр-ва освоенные и населенные земли в поместья и вотчины. После завоевания Казанского и Астраханского ханств (50-е гг.16 в.) идет интенсивная К. Ср. и Ниж. Поволжья и Приуралья.

С кон. 16 в. началась К. Сибири и Д. Востока. Русские основали в Сибири города и принесли сюда земледельч. культуру - свои орудия труда, культуры и приемы использования земли (перелог и двухполье, трехполье). Вслед за ними земледелием начали заниматься представители различных народов Сибири (якуты и др.). Характерными чертами внутренней К. в 18 - 1-й пол. 19 вв. были помещичья К. юж. р-нов, осуществлявшаяся путем перевода крепостных крестьян из Центра, и правительств. К. Сибири путем ссылки сюда за политич. и антикрепостнич. выступления, а также уголовных преступников. Переселенч. движение из центр. губерний и хоз. освоение огромных р-нов Сибири, Д. Востока, Сев. Кавказа особенно усилились в 19 в., продолжались и в нач. 20 в., приобретая все более капиталистич. характер. Происходила широкая распашка земли колонистами (напр., на Сев. Кавказе), производившими на продажу пшеницу, табак и др. культуры. К. в этот период приводила к созданию в осваиваемых р-нах рынка для капиталистич. пром-сти и втягиванию их в мировое капиталистич. х-во.

В кон. 19 - нач. 20 вв. начальная стадия К. окраин России была завершена.

Лит.: Ленин В. И., Развитие капитализма в России, Соч., 4 изд., т. 3; его же, Крепостники за работой, там же, т. 5; его же, Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 гг., там же, т. 13; его же, Аграрный вопрос в России к кон. XIX в., там же, т. 15; его же, Переселенческий вопрос, там же, т. 18; его же, Значение переселенческого дела, там же, т. 19; его же, К вопросу об аграрной политике (общей) современного правительства, там же; Очерки по истории колонизации Севера, в. 1, П., 1922; Любавский М. К., Образование основной гос. терр. великорус. народности. Заселение и объединение центра, Л., 1929; Бернадский В. Н., Новгород и Новгород, земля в XV в., М.-Л., 1961; Тихомиров М. H., Россия в XVI ст., М., 1962; Бахрушин С. В., Избр. труды по истории Сибири XVI-XVII вв., в его кн.: Науч. труды, т. 3, ч. 1, М., 1955; Шунков В. И., Очерки по истории колонизации Сибири в XVII - нач. XVIII вв., М.-Л., 1946; его же, Очерки по истории земледелия Сибири (XVII в.), М., 1956; Фадеев А. В., Очерки экономич. развития степного Предкавказья в дореформенный период, М., 1957; Александров В. A., Рус. население Сибири в XVII - нач. XVIII в., М., 1964.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Синонимы :

Смотреть что такое "КОЛОНИЗАЦИЯ" в других словарях:

    - (фр. colonisation, от лат. colonia колония, поселение). Массовое вселение в некультурную страну выходцев из какого либо цивилизованного государства. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КОЛОНИЗАЦИЯ… … Словарь иностранных слов русского языка

    Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны (внутренняя колонизация), а также основание поселений за ее пределами (внешняя колонизация). Со времени Великих географических открытий европейская колонизация древних… … Большой Энциклопедический словарь

    Процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих или малонаселенных окраинных земель своей страны («внутренняя колонизация»), а также основание поселений (связанных преимущественно с земледельческой деятельностью) за ее пределами («внешняя… … Политология. Словарь.

    колонизация - и, ж. colonisation f. Впервые отмечается у И. Гончарова (фрегат Паллада), 1858 г. ЭС. 1. Заселение окраинных и пустующих земель. БАС 1. Пример знаменитого поля прибежища (champ d asile) , которое недостойные спекуляторы открыли после падения… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    колонизация - 1. Процесс заселения и хозяйственного освоения пустующих окраинных земель своей страны (внутренняя колонизация) и основание поселений за пределами своей страны (внешняя колонизация). 2. Освоение организмом нового местообитания, т.е. расширение… … Словарь по географии

    КОЛОНИЗАЦИЯ, колонизации, жен. Действие по гл. колонизировать или колонизовать. Процесс колонизации. Колонизация края. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    Завоевание, освоение, порабощение, заселение Словарь русских синонимов. колонизация сущ., кол во синонимов: 4 завоевание (15) … Словарь синонимов

    КОЛОНИЗОВАТЬ, зую, зуешь; ованный и КОЛОНИЗИРОВАТЬ, рую, руешь; ованный; сов. и несов., что. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

От редакции: Поводом к беседе с Александром Эткиндом стал вышедший в издательстве «НЛО» сборник «Там, внутри». Гефтер.ру решил артикулировать авторское понятие внутренней колонизации в более обстоятельной беседе. Была ли Россия в плену у себя? Или такой ее полон - только иллюзия, затмевающая и иногда блокирующая социальные процессы?

Александр Эткинд - культуролог, эссеист. Профессор Европейского университета (Санкт-Петербург) и Кембриджского университета (Великобритания).

Понятие «Внутренняя колонизация» по самому смыслу подразумевает постоянство не только экономических, но и политических правил взаимодействия колонизаторов и колонизуемых. Насколько можно говорить о четких политических правилах в случае внешней колонизации? Или эти правила были текучи, изменчивы? Поглощались ли они, например, инерцией традиций? Или централизованной модернизацией?

Это важный вопрос. Эксплуатация, экзотизация и насилие - вот составные части колонизации. Иначе говоря, это экономика, политика и культура. При этом, хотя экономическая эксплуатация всегда являлась целью колонизации, а политическое насилие часто было ее средством, определяющим для колонизации (то есть отличающим ее от других типов завоевания или подавления) является культурная дистанция. Она создавалась усилиями либо одной (доминирующей), либо обеих сторон колониальных отношений. Культурная дистанция конструировалась имперской элитой и в отношении внешних, и в отношении внутренних колоний. Политически колониальное правление всегда начиналось и кончалось чрезвычайными положениями и всегда пыталось нормализовать их. Метрополия пыталась установить правила и законы, но обычно она не очень в этом преуспевала. В лучшем случае верховенство закона устанавливалось в метрополии и оставалось привилегией ее населения, делая вклад в его растущие отличия от колонистов и колонизованных ими «дикарей». Я это называю имперским градиентом: экономические стандарты и права человека в метрополиях обычно были выше и соблюдались лучше, чем в колониях. Но в ситуации внутренней колонизации, например в России, устанавливался обратный имперский градиент: блага и права на периферии империи оказывались лучше обеспечены, чем в центре.

Можно ли найти точку, в которой началась внутренняя колонизация России? И когда она закончилась - или, может быть, закончится?

В моменты роста внутренняя колонизация перемешивалась с внешней, когда границы империи расширялись и оставляли внутри неосвоенные пространства. Внутренняя колонизация становится отдельным процессом в периоды относительной стабильности, например в XIX веке. Моя собственная книга, которую сейчас переводит «Новое литературное обозрение», кончается началом XX века. Я рассматриваю в ней процессы внутренней колонизации, которые предшествовали Российской империи и шли в течение всего имперского периода. Я начинаю с пушной торговли, которая в большой степени сформировала территорию российского царства и потом империи, особенно динамичные восточные рубежи. Потом пушнина кончилась, а огромная территория, захваченная ради этого колониального товара, осталась. Эту территорию надо было освоить, населявшие ее народы - цивилизовать, а государству, распухшему на экспорте меха, - найти новые источники существования. Так наступило Смутное время, произошел религиозный раскол, закрепощены крестьяне. Потом наступил черед формирования империи, которая уже не была ресурсно-зависимой. Я провожу аналогию между двумя ресурсно-зависимыми периодами - меховым и нефтегазовым. Эта аналогия позволяет лучше понять природу московского госстроительства, а также и характер кризиса, который наступит, «когда закончится нефть». Центральные главы моей книги рассказывают об институтах империи, которые я трактую в колониальном ключе: о крепостном праве, сословиях, немецких и других иностранных колониях, крестьянской общине и, наконец, религиозном сектантстве. Одна из глав рассказывает о Канте и его круге в годы российской оккупации и аннексии Кенигсберга во время Семилетней войны. В противоположность трактовкам, которые доминируют в постколониальной теории, я рассматриваю молодого Канта как колониального подданного, даже как угнетенного субалтерна, который был травмирован своим опытом жизни в колонии и потом перерабатывал этот очень современный опыт в своей философии, вплоть до этики и до проекта вечного мира. Довольно большая и тоже новая для русского читателя глава описывает теории и практики, которым предавались чиновники Министерства внутренних дел в середине XIX века. Кое-чем эти деятели - писатели, философы и этнографы, ставшие имперскими администраторами, - сильно напоминают постсоветских политтехнологов.

Колонизация обычно сопровождается усилением различий культурных паттернов в поведении людей на завоеванной территории: туземцы перестают быть однородной массой, среди них выделяются дикие и образованные, дружественные и враждебные, индивидуалистические и коллективистские и т.д. Важно, что это не только взгляд из метрополии, но и социальная разметка самой жизни в колонии. Насколько устойчивой она была при расширении российских владений?

Я этот процесс описываю как растягивание культурной дистанции. Например, в России имперского периода шел длительный, последовательный процесс конструирования «народа» (сословия крестьян), который представлялся все более отличным от писавшей и читавшей о нем публики. Публика жила семьями, ценила частную собственность, имела поместья и банковские счета, осваивала сложные способы умножения состояний, закрепления их в личном владении, передачи по наследству. А народу публика приписывала жизнь общинами, добровольное и регулярное перераспределение земли, самоотречение и альтруизм, диковинные способы религиозной веры и сексуальной жизни.

Как можно соотнести понятие «внутренняя колонизация» и смежные понятия - «оккупация», «мобилизация»? Если советский проект - вариант мобилизационного проекта, то в каких моментах он продолжал внутреннюю колонизацию?

Оккупация - временный процесс и всегда чрезвычайное положение; внутренняя колонизация происходит на территории, которая когда-то была оккупирована, но давно считается своей. Мобилизация с внутренней колонизацией не очень связана; ясно, что мобилизация проводилась (даже в самом широком значении) во всевозможных социальных устройствах, они все нуждались в особых режимах накануне или во время военных усилий. В советское время ГУЛАГ и колхозы были институтами внутренней колонизации. Культурную революцию 1920-х тоже, наверное, можно рассматривать в этом свете. Но многие интересные процессы, включая и сам террор, надо интерпретировать иначе. Людей арестовывали не для того, чтобы наполнить лагеря, которые имели какую-то рациональную функцию, например колонизацию; наоборот, лагеря создавались для того, чтобы было куда послать арестованных. Я сам не рассматриваю советский период в моей книге, но на эту тему появилась или появляется интересная литература. В книге, которая выйдет в свет в октябре, - «Там, внутри. Практики внутренней колонизации в культурной истории России» - есть блок статей, которые посвящены именно советскому периоду. Это большой сборник, около тысячи страниц, и в нем приняли участие многие коллеги из разных стран - историки, филологи, исследователи современной культуры.

В любой колониальной политике случается разрыв между состоянием центра (имперским величием) и состоянием периферии (эксплуатацией ресурсов). Почему он не столь уж резок в случаях внутренней колонизации, когда периферии предлагается обрести имперские свойства, став полноправным агентом мобилизации?

У Ханны Арендт есть полезное понятие колониального бумеранга, что значит возвращение теорий и практик колониального управления для применения во внутренней политике метрополии. Такое возвращение обычно было связано с растущим насилием, которое в метрополии воспринималось как нелегитимное и неожиданное, хоть оно и давно уже практиковалось в колониях. Арендт писала об этом в связи с опасениями британских лордов конца XIX века, что принятые ими методы усмирения Индии будут применены и в Англии, а это казалось им неприемлемым. В российской ситуации такой возвратный полет бумеранга пересекал не только географическое пространство империи, от периферии к центру, но и ее сословное пространство, от крестьян к горожанам и интеллигенции. Салтыков-Щедрин написал об этом отличную прозу - «Господа ташкентцы». Известно, как имперские чиновники усмиряли Ташкент или Польшу, но для Щедрина (который тоже был чиновником) ужас начинался тогда, когда тех же людей назначали в губернаторы Москвы или Питера. Я думаю, так можно понять некоторые загадочные проявления сталинского террора, который тоже возвращался с Украины или Кавказа в центр и от дисциплинирования внутренней колонии (крестьян) обращался к усмирению культурной элиты.

- Можно ли сказать, что при внутренней колонизации происходит диффузия права, и не только jus Imperii распространяется на народы, но и jus gentium входит в обычаи центра? Как обычаи периферии воспринимались управленческим аппаратом России/СССР (то, что с западнической точки зрения выглядело «азиатчиной» номенклатуры)? Или, наоборот, как агенты европеизации стали на периферии своеобразными «узаконенными маргиналами»?

В постколониальной теории принято различать гегемонию и доминирование - это термины Грамши. Пока эти два процесса сопутствуют друг другу, все в порядке; но там, где силовое доминирование осуществляется без культурной гегемонии, имперское владычество оказывается под угрозой. В Российской империи доминирование над внутренними и внешними колониями иногда осуществлялось военной силой, но культурная гегемония оставалась неразрешенной проблемой для империи. Я рассматриваю разные способы утверждения гегемонии, например фейерверки. Строительство Петербурга было долгосрочной инвестицией в величие: очень крупной, но по политическим последствиям совсем не успешной. Как ни странно, самым эффективным инструментом гегемонии была русская литература. Она завоевала больше русских и нерусских, чем любое имперское предприятие. Но, конечно, императоры и их цензоры этого совсем не понимали.

Беседовали Ирина Чечель и Александр Марков.

Статья публикуется по журнальному источнику (Геофизические процессы и биосфера, 2005, т.4, с157-164), который относительно малодоступен.

Но в текст внесены некоторые авторские исправления, поскольку опубликованный в журнале текст содержит несколько ощибок, внесенных редактированием.


Процессы внутренней колонизации вЕвропе и России 701-1850 гг. и солнечные циклы.

© 2005, 2007 г. С. А. Петухов

sergey. petukhov@ gmail. com

Внутренняя колонизация – важный процесс в развитии государств и цивилизаций. Для ее количественной характеристики и исследования связей с климатическими и геофизическими явлениями предлагается использовать специальныйхронологический индекс колонизации , характеризующий количество городов, основанных (или впервые упомянутых) в течение некоторого периода времени. Полученные таким способомхронологические индексы колонизации 7 европейских стран и регионов (Германии, Нидерландов, Чехии/Словакии, Скандинавии, Восточной Прибалтики, Белоруссии/Украины и России), покрывающие период от 701 до 1850 года, проявляют значительную синхронность, а также демонстрируют высоко достоверную связь с солнечной активностью. Обсуждается связь явлений колонизации, урбанизации и культурных сдвигов с 80-90 летними циклами солнечной активности.

Рассмотрение исторических процессов часто основано на анализе имманентных им причин развития отдельных областей(таковы, к примеру, истории техники или религии, где крупные события вызывают многочисленные последствия по механизмам причинно-следственных связей) и усложнения их систем. Однако внешние «часы» - циклически изменяющиеся климатические факторы и внезапные погодные аномалии могут заметно воздействовать на социум и влиять на ход истории (например, набеги кочевников, вызванные засухами [Гончаров, 1994], или сильное похолодание XVI века, повлиявшее на социальные процессы в странах Европы [“ Holocen ”, 1999]. Существуют также исследования, показывающие, что аналогичное предположение можно выдвинуть относительно возможного вклада в динамику исторических процессов космофизических и связанных с ними геомагнитных факторов [Эртель , 1994]. Доказательство существования подобного воздействия – задача междисциплинарная, поскольку проводится на историческом материале, но методами, специфичными для естественных наук. В случаяхобщественных явлений, предположительно связанных с природными циклами, возможно прямое сопоставление природных и специально разработанных для этой цели социальных индексов. В данной работе исследуется связь явлений колонизации с климатическими и солнечными циклами.

Материалы и методы.

Использованные в работе базы включали данные о городах Центральной и Восточное Европы, а также азиатской части России (за период 701-1850 г., всего 2105 городов),годы основания городов, годы получения имигородского статуса, а также данные о численности их населения в настоящее время (2000-2002 гг). Рассматривались все белорусские, голландские, прибалтийские, российские, украинские города; польские и немецкие города с населением более 20 тыс. чел.; чешскиеисловацкие города с населением более 5 тыс. чел. и выборка наиболее исторически значимых скандинавских городов. Города Калининградской области рассматривались вместе с городами Латвии, Литвы и Эстонии, поскольку их возникновение входило в единый исторический процесс колонизации Прибалтики.

Для сбора данных использовались энциклопедии и словари [Большая Советская Энциклопедия , 1981; The new encyclopedia Britannica , 1992, Brockhaus Enzyklop ä die , 1981; Mala encyclopedia PWN , 2000; V šeobecná encyclopedia , 1996, Kuča , 1995-2001], сайт исторической демографии и популяционной статистики www. library. uu. nl/ uesp/ populstat/ populframe. html , виртуальная «Народная энциклопедия городов и регионов «Мой город»» (www. mojgorod. ru ), а также материалы сайтов www. citypopulation. de и www. vgd. ru .

На основе этих данных были построены временные рядырегиональных 25-летнихиндексов колонизации, равных числу поселений с городским будущим, основанных или впервые упомянутыхв течение25-летнего интервала времени для рассматриваемой территории. Для России был также построен более подробный, с 10-летний индекс.

В качестве природных индексов использовались:

1. Индексы солнечной активности, представленные в National Geophysical Data Center (http://www.ngdc.noaa.gov ).

2. Реконструкция солнечной активности по содержанию изотопа бериллия Be 10 [ Bard , 2000]. (IGBP PAGES / World Data Center for Paleoclimatology Data . Contribution Series #2003-006. NOAA/NGDC Paleoclimatology Program, Boulder CO, USA). Из и сходной серии были рассчитаны медианные средние значения солнечной активности для 25-летних периодов.

3 ). Реконструкции колебаний температур воздуха в Северном полушарии в XI - XX веках [ Jones et al, 1998 ]- P . D . Jones , K . R . Briffa , T . P . Barnett , and S . F . B Tett , (1998), Millennial Temperature Reconstructions . IGBP PAGES/World Data Center-A for Paleoclimatology. Data Contribution Series #1998-039. Для серии колебаний температур воздуха в Северном полушарии рассчитывались средние отклонения температуры для 25-летних периодов.

Для создания баз данных и ихобработки использовались программы Dbase V , NCSS 97, Excel из MS Office 2000, а также пакет программ анализа временных рядов, разработанный в Институте физики Земли РАН и любезно предоставленный А. Г. Гамбурцевым.

Результаты.

1. Колонизация и урбанизация Европы по данным индексов.

График процессов колонизации (рис. 1А) демонстрирует их синхронность для большинства регионов, в том числе и для наиболее удаленных - Восточной и Западной Европы. Но при этом внутренняя колонизация в Западной и Центральной Европе была ограничена доступнымитерриториями, которые были исчерпаны в XIV столетии. ДляВосточной Европы она продолжалась дольше, а для азиатской части России продолжается и в наше время. Для Скандинавии обнаруживается существенное отличие –образование немногих городов в ранний период (часть из них прекратила существование) и подавляющего числа остальных городов в XVII веке.

Рис.1 Синхронность процессов колонизации в Европе 701-1850 гг. (7 регионов). По оси абсцисс – 25-летние периоды, по оси ординат – количество поселений с городским будущим, основанным в данный период.

Контроль индексов колонизации.

Города, данные о датах основания которых были использованы для построения индексов колонизации, сильно различаются по своему современному значению. Однако поселения, основанные в принципиально важных для дальнейшего развития регионах, обычно имеют большие возможности для развития, и, как следствие, характеризуются в будущембольшей численностью населения. Таким образом, сравнение временного хода индекса колонизации (количества городов, основанных в некоторый период времени) с численностью населения этих городов, например, в настоящее время (2000-2002 г.), может служить дополнительным количественным контролем того, что предложенный индекс отражает реальную историческую динамику освоения принципиально важных регионов.

Другим методом контроля адекватности индекса колонизации поставленной задаче может служить исторический контроль – сопоставление моментов возрастания данного индекса с периодами интенсивного развития данного региона, отраженного в исторических источниках.

Графики, одновременно отражающиепроцессы основания городов и численность их современного населения (для России и Германии) представлены на рис 2 (А и В). Полного совпадения между двумя профилями в том и другом случае нет. Однако, очевидно, что пики роста городов довольно точно отражают историческое освоение перспективныхтерриторий

Для Германии главные периодами колонизации были 726--825, 1026-1050, 1151-1175, 1226-1250 гг.Для России эти принципиальные моменты приходятся на:

· 1126-1150 гг., колонизацию бассейнов верхней Волги и Оки в XII столетии (характерная фигура – Андрей Боголюбский);

· 1226-1250 гг., нашествие татаро-монголов – возникновение. городков беженцев, не обладающих потенциалом роста;

· 1351-1375 гг., оживление русских княжеств к концу ига – в XIV столетии (характерная фигура Дмитрий Донской),

· 1475-1450 гг.,появление независимой России (Иван III );

· 1551-1600 гг., освоением Поволжья во второй половине XVI столетия (Иван IV Грозный и Борис Годунов);

· 1626-1675 гг., продвижение на Урал и в Сибирь;

· 1701-1725 гг., освоение юга России и выход на Балтику в конце XVII -начале XVII столетия (Петр I );

· 1751-1775 гг., завоевания на юге во времена Екатерины II ..

Количественный и исторические контроли были использованы для индексов чешских, белорусских/украинских и прибалтийских городов и подтвердили явление принципиальных периодов внутренней колонизации.

Рис. 2 Основание новых поселений с городским будущим на территориях, принадлежащих современным России и Германии и их население на начало XXI века. А. Территория России 826-2000 гг. В. Территория Германии 676-1600 гг.

Что еще почитать